HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Иммиграция – путь для людей, ищущих иные ответы и иной образ жизни

Интервью с директором фонда “Сивилитас” Салби Казарян

Что для Армении значит Диаспора, и как поощряет государство развитие армянской диаспоры?

Диаспора («Спюрк”) у нас появилась раньше, чем государство. По этой причине, Спюрк сформировался, сорганизовался и функционировал  своими традиционными методами, независимо от государства. Государство знает, что Спюрк существовал столетиями, еще даже до Геноцида, и надеется что диаспора будет делать что-то для себя и для Армении, иногда скоординированно, а порою - нет. Диаспора и государство принимают друг друга зачастую не зная друг друга как следует.

Значение диаспоры для Армении могут красноречиво продемонстрировать цифры. Собственно наша нация в три раза больше, чем государство. Уже это одно означает, что диаспора может дать Армении выход в мир, большое количество человеческих ресурсов и сетей. К этому, есть все предпосылки. Другой вопрос, пользуется ли всем этим Армения или нет, или – осознает или нет диаспора эти возможности?

Способы сотрудничества с диаспорой могут быть разными. Отмечу, что есть традиционный Спюрк и Спюрк новый. Тот Спюрк, что существовал до обретения Арменией независимости, и тот, который образовался после, различны и, следовательно, различны их связи и взаимодействие с Арменией. Связи “нового” Спюрка с Арменией носят непосредственный, семейный и родственный характер, а связи традиционного – нередко, более абстрактного свойства.

“Новый” Спюрк не организован, помогает оставшейся на родине семье, тетям, дядям и не участвует в развитии страны на институциональном уровне. Но имeнно институциональные связи являются последовательными, прочными и могут иметь существенное влияние для Армении. А так как такие связи должны быть серьезными и последовательными, то не многие  выбирают этот путь. С другой стороны, и армянские учреждения не упрощают подобные взаимоотношения, и в результате, имеем то, что имеем.

Что можно сказать о влиянии диаспоры на внутриполитическое и внешнеполитическое развитие страны? Вокруг каких идей сплачивается армянская диаспора сегодня?

И вновь мой ответ не будет однозначным. На уровне внешней политики, присутствие диаспоры очень важно, так как Спюрк постоянно старался и старается держать в повестке данной страны вопросы, связанные с Арменией. В этом случае, использование потенциала диспоры на поле внешних сношений, было и есть весьма важным.

Отношение диаспоры к внутренним вопросам всегда было иным. Иначе и не могло быть, так как во внутренней жизни, издалека невозможно ни представить, ни диктовать что-либо, ни иметь на это право. Следовательно, влияние Спюрка на внутреннюю политику, очень слабо. Но нельзя сказать того же, о лидерах Спюрка, которые имели и имеют возможность быть более вовлеченными во внутренние вопросы развития Армении.

Карабахская проблема - одна из тех реальных проблем, вокруг которой армяне диаспоры объединятся однозначно, так как это - вопрос  выживания. Также очень реальный вопрос  Геноцида. Сегодня это - не только вопрос прошлого, истории и памяти, а актуальная проблема, так как на сегодняшний день для армян очень важно иметь демократичного, искреннего и честного по отношению к своему прошлому, соседа  по региону.

Кроме этих двух вопросов, есть вопросы долгосрочного характера, связанные с существованием и развитием Армении. Армяне диаспоры хорошо понимают, что их идентичность (желают они или нет, и независимо от их собственных связей) сязана с Арменией. Если Армения небогата и неудачлива, то армянин в любой стране воспринимается именно так; если же Aрмения жизнеспособна и активна на международной арене, то и любой армянин вне Армении ощущает себя так и воспринимается точно так же.

Армяне из диаспоры приезжают в «Сивилитас», и у них появляется желание остаться на родине. Не имевшие до того, никаких связей с армянской церковью, партиями, или армянской школой, они с какого-то момента пробуют обрести свое будущее в Армении. Я замечаю это и в своей семье, а также в семьях друзей и знакомых. Конечно, есть и эммиграция из Армении, но, как эммиграция, так и иммиграция являются следствием поисков надежды на будущее.  Эммиграция сегодня – это способ выйти из маленького мира в большой, поискать будущего в ином месте. Иммиграция также является способом найти ответы на какие-то вопросы, но уже для людей, ищущих другие ответы и другой образ жизни.

В любом случае, мы не должны смотреть на уезжающих и приезжающих с презрением, не должны рассматривать их решение как окончательный шаг. Надо осознать, что мир стал похож на скользящие двери, и мы не должны думать, что нас покидают, а должны жить  и обустраивать страну таким образом, чтобы эти люди имели возможность возвратиться и найти применения своим способностям, на родине.

В каких странах больше всего проживает представителей нашей диаспоры? Насколько глубоко интегрированы они в странах своего проживания, и как это отражается на сохранении своей национальной идентичности?

 Это очевидно, что в России и Америке проживает больше всего армян, но величина общины не является единственной величиной, определяющей ее влиятельность. Важны организованность, использование возможностей системы данной страны в лоббистских целях, важна способность лидеров общины уточнять задачи и приоритеты Армении и уметь формулировать их таким образом, чтобы те были созвучны интересам данной страны.

Особенно сейчас, когда Азербайджан и Турция намерены интернационализировать наши двусторонние проблемы, активность наших диаспор весьма важна. Кончено, это может  выражаться двумя способами. Если для Азербайджана и Турции важны диалог и взаимопонимание с Арменией, то диаспоры могут стать связующим звеном.

Если же Турция и Азербайджан (так как их официальные позиции одинаковы, то можно их рассматривать в качестве одной единицы) вместо того, чтобы двигаться вперед, намерены использовать международные круги для того, чтобы дать новый старт упорному отрицанию, искажению истории и извращению логики, тем самым оправдывая статус кво, то невольно Спюрк тоже будет втянут в острую критику их действий, что на сегодняшний день, не своевременно.  Чем больше наше молодое поколение будет интегрировано в жизнь стран своего проживания, тем более они смогут быть полезны как для этих стран, так и армянству и Армении.

Как относятся в странах, где есть наиболее организованная  армянская диаспора, к призывам  делать все во благо исторической родины и укреплять национальное самосознание?  

В мире уже не стоит вопрос необходимости такого выбора. СейчасАмерика помогает Африке не потому, что там имеются родственники или знакомые, причем помогают и отдельные люди, и благотворительные организации, и государство. Если представитель другой национальности принимает участие в жизни принявшей его страны полноценно, честно и морально приемлемым образом, и одновременно, желает помогать людям в другой стране то, по крайней мере, в развитых странах (Америке и Европе), это принимается и рассматривается, как однозначно позитивный поступок.

В развитом мире, люди нередко одновременно живут в разных странах и городах, и это не рассматривается как нонсенс. Возможно, это не так в России, но она сейчас имеет проблемы с идентичностью и стремится их разрешить, и это может быть причиной того, что таких людей обвиняют в предательстве и требуют, чтобы они определились, или-или, и порой радикальными методами. Русские не отличают армянина от азербайджанца и для них, проблема не в том что кто-то армянин, а в том, что он - не русский. Но если Россия позиционирует себя как супердержава, то она должна принять, что необходимо быть толерантными к другим народам. 

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter