HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Две России для Азербайджана

Интервью с руководителем департамента Конфликтологии и миграции ИМД Арифом Юнусовым 

- Что характеризует сегодня в большей степени отношения между Россией и Азербайджаном, и насколько они зависят от политики других мировых игроков по отношению к нашей стране?

- Взаимоотношения Азербайджана и России в постсоветский период носят достаточно сложный характер и не всегда вписываются  в привычные рамки отношений метрополии  со своей бывшей колонией. Политика официальной Москвы в отношении  Азербайджана связана с  общей ситуацией на Кавказе, который для  России всегда остается регионом, откуда исходят  серьезные вызовы  и угрозы  ее национальной безопасности.  Хотя Кавказ разделен на Северный (российский) и Южный (Азербайджан, Армения, Грузия) части, обе эти   региональные субсистемы составляют единое геополитическое и цивилизационное пространство. При этом в России  всегда понимали, что эффективность контроля  над «своим» Северным Кавказом в значительной степени зависит от процессов на Южном Кавказе. В то же время Южный Кавказ образует буферную зону между российским Северным Кавказом и исламским миром, в первую очередь с Турцией и Ираном, – двумя государствами, чье многовековое влияние  на Кавказе Россия воспринимает традиционно как вызов своим также многовековым интересам в регионе. А в постсоветский период к этим традиционным политическим оппонентам для России прибавились новые мировые игроки в лице США и Евросоюза. Причем западные страны сегодня в кавказской политике России играют намного более серьезную роль и воспринимаются как главные противники России в регионе.

В результате, в отношениях с Азербайджаном Россия исходит из следующих основных положений: роль исламского фактора с учетом сложной ситуации в Чечне и пограничном с Азербайджаном Дагестане; энергоресурсы Каспийского моря; противостояние с Западом, в первую очередь с США.

Для Азербайджана основную роль в определении  отношений со  своим северным соседом играют следующие факторы: Карабахский конфликт и угроза независимости страны; энергоресурсы Каспийского моря; трудовая  миграция значительной части населения  республики в Россию. 

Основные коллизии в межгосударственных отношениях сторон были связаны с разными подходами к вышеуказанным факторам. Дополнительную сложность вносила динамично менявшаяся геополитическая ситуация в регионе и роль внешних сил. Кроме этих объективных факторов, на азербайджано-российские отношения немалое воздействие оказывали многочисленные стереотипы и мифы в отношении друг друга, сложившиеся после начала Карабахского конфликта и распада СССР, а также неопределенность во внешнеполитической ориентации сторон.

В результате, Азербайджан и Россия на самом высоком уровне постоянно встречаются, подписывают те или иные договора, декларируют принципы дружбы и сотрудничества. Но все годы после распада СССР обе стороны высказывали взаимные обвинения, претензии, упреки, подозрительно относятся друг к другу.  Правда, в межгосударственных отношениях нет откровенной ненависти и вражды, но и дружественными они также не являются. В общем, в азербайджано-российских отношениях царят дружба и сотрудничество на основе подозрительности и недоверия.

- Почему, с Вашей точки зрения, вопрос подписания договоров по Таможенному Союзу с Россией и по ассоциации и свободной зоне торговли с ЕС для Армении носит  более острый характер, чем для Азербайджана?

- В силу многих причин. Во-первых, у Армении нет своих энергоресурсов, а значит и возможности для более уверенного развития экономики. Вдобавок к этому у Армении сложное геополитическое положение: ввиду Карабахского конфликта закрыты границы с Азербайджаном, которые фактически являются сегодня линией фронта. Закрыты границы и с Турцией ввиду неурегулированности армяно-турецких отношений. В Армении есть российская военная база и границу Армении охраняют российские войска. Плюс, по сути до 70 процентов экономики Армении сегодня в той или иной форме находятся под контролем России. Но при этом у Армении нет общей границы и с Россией, связь осуществляется благодаря воздушному транспорту. Есть возможность наземной связи с Россией через Грузию, но и она также закрыта ввиду конфликта Грузии с Россией, которая усугубилась после грузино-российской войны в августе 2008 года. Остается только граница с Ираном, но и она может оказаться под угрозой в случае эскалации противостояния Запада с Ираном. В итоге, любой конфликт в регионе, даже не связаный прямо с Арменией, к примеру, грузино-российская война в 2008 году, наносит серьезнейший удар по армянской экономике и делает Армению еще более уязвимой. При этом в России проживает и работает значительная часть граждан Армении и во многом благодаря трудовой миграции в эту страну. Поэтому  для армян вопрос взаимоотношений с Россией – это сегодня вопрос безопасности и более или менее сносных экономических отношений. При этом нельзя сказать, что присоединение к ТС очень радует армян. Многие в Армении выступают за евроинтеграцию, видя в этом надежду на более лучшее свое развитие. Ведь союз с современной Россией, который не воспринимает Армению как равного партнера и постоянно демонстрирует это, не может радовать армян. К тому же союз с Россией – это по сути движение назад в сторону возрождения в той или иной форме СССР и Армения по сути поэтапно превратится в российскую провинцию. Поэтому Армения долгое время старалась балансировать между своим стратегическим союзником Россией и Евросоюзом. Армения стремилась наладить и иметь хорошие отношения с западными странами, в первую очередь с Евросоюзом, видя в этом залог для своей безопасности.

Именно потому Армения с 2010 года вела переговоры о подписании Соглашения об ассоциации с ЕС и Соглашения о создании глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли (DCFTA) с ЕС.  И именно это обстоятельство вызвало раздражение в Москве и на Армению было оказано  давление и потому в начале сентябре президент Армении Саргсян сдался и дал согласие на вхождение в ТС.

У Азербайджана ситуация заметно отличается. Он имеет свои энергоресурсы и потому  «газовый шантаж» России не для Азербайджана. Есть при этом выход этих ресурсов через территорию дружественной Грузии на западный рынок, что позволяет Азербайджану чувствовать себя спокойно в отношениях с Россией и не боятся давления. При этом раньше у России были два серьезных козыря – Карабахский конфликт и трудовые мигранты. Однако Карабахский конфликт может быть использован против Азербайджана в случае  нарушения перемирия и начала боевых действий. А если не допускать этого, не поддаваться на провокацию,  подобную той, которую организовала Россия против Грузии в августе 2008 года, тогда такого шанса у России нет и не будет. Что же касается азербайджанских мигрантов в России, то они в подавляющем большинстве успели принять российское гражданство и потому даже ухудшение азербайджано-российских отношений не приведет к массовой депортации азербайджанцев из России, ведь они российские граждане. Таким образом, для Азербайджана вопрос вхождения в ТС не важен с экономической точки зрения и не опасен в случае отказа. Что собственно и произошло. По той же причине Азербайджан вынудил Россию закрыть свою единственную военную базу в стране (Габалинская РЛС) и опять-таки Россия была вынуждена проглотить эту горькую и неприятную для нее пилюлю.

- Как воспринимают граждане Азербайджана и азербайджанская диаспора России современную политику России по отношению к стране?  Какое место занимает азербайджанская диаспора России в архитектуре современных российско-азербайджанских отношениях?

- Все вышесказанное привело к тому, что отношение к России у азербайджанцев очень неоднозначное. И это прекрасно иллюстрируют социологические опросы, которые проводятся разными службами и которые в отношение  России дают один и тот же результат: Россия стабильно многие годы в опросах среди населения Азербайджана занимает второе место как среди наиболее дружественных (после Турции) и наиболее недружественных (после Армении) стран! То есть, отчетливо видно, что для граждан Азербайджана существуют «две» России: одна - дружественная, с которой есть много общего в культуре и истории, при этом Россия - близкий торговый и экономический партнер. «Другая» Россия занимает враждебную позицию в таком исключительно важном для Азербайджана вопросе, как Карабахский конфликт, не заинтересована в его урегулировании, будучи стратегическим союзником вражеской Армении.

Ситуация с азербайджанской диаспорой сложнее. Она во многом имеет пророссийскую ориентацию, хотя после чеченцев чаще всего именно азербайджанцы подвергались притеснениям и нападкам как со стороны властей, так и в СМИ, где кавказофобия во многом носит антиазербайджаснкий характер. Но представители диаспоры часто в этом винят власти Азербайджана, полагая, что переход страны под контроль Москвы все резко изменит. Именно потому в самом Азербайджане очень настороженно относятся к тем или иным действиям или заявлениям т.н. лидеров азербайджанской диаспоры, видя в них «руку Кремля», а не отражение интересов Азербайджана. И потому, имея наибольшую диаспору в России, в политической жизни Азербайджана ее роль по сути не ощущается или отвергается.

- Какие для Азербайджана и России, для Азербайджана и ЕС сферы составляют принципиальные интересы сторон друг к другу? Трансформировались ли эти интересы за последнее время?

- Интересы России и ЕС к Азербайджану и Азербайджана к России и ЕС слишком отличны друг от друга, чтобы по-настоящему пересекались. Другое дело, что в силу многих других факторов, все стороны сегодня заинтересованы в стабильности и недопущения военных действий, как на линии Карабахского фронта, так и ухудшении ситуации на Ближнем Востоке, особенно вокруг Ирана, ибо это неминуемо отразится на изменении ситуации в регионе. Плюс, все стороны встревожены ростом усиления влияния исламских политических сил в стране и регионе. И это вынуждает все стороны искать точки соприкосновения. 

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter