
Расплакавшаяся школьница, подавленные крестьяне, Вачо из Марца и строящаяся ГЭС
Уже третий день, как ООО “Марц Энерджи” с целью строительства ГЭС на реке Марц доставило на прилегающую к реке территорию новые трубы. Жители одноименного села, которые несколько месяцев вели борьбу против строительства третьей по счету ГЭС, сейчас в отчаянии. О своем несогласии с этим строительством они заявили директору ООО “Марц Энерджи” Липариту Симоняну еще во время публичных слушаний, которые состоялись 12 марта этого года.
80% акций компании “Марц Энерджи” принадлежат Рафаэлю Казанчяну, 20% - Арману Симоняну.
В начале мая около 50 жителей Марца сбросили в ущелье трубы, предназначавшиеся для строительства ГЭС. После этого житель села Ширакамут Липарит Симонян, отец директора компании Армана Симоняна, которому принадлежат 20% акций, начал оказывать на людей давление. Он привез из Еревана в Марц криминальных авторитетов, чтобы они “присущими им способами” объяснили сельчанам “что к чему”.
Стоявшие на дороге в село люди, чьи имена по понятным причинам мы не называем, рассказали “Hetq”, что владелец “Марц Энерджи” помог отбывавшему наказание в уголовно-исполнительном учреждении жителю их села Ваге Хачатряну, осужденному за незаконную вырубку леса, выйти на свободу раньше срока. Брат последнего, Вачо Хачатрян, в знак благодарности взялся осуществлять контроль за строительством ГЭС. В селе нам также сообщили, что люди из окружения Липарита Симоняна предупредили сельчан, у которых есть сыновья-призывники, что в армии у них возникнут проблемы.
![]() |
![]() |
Сашик Арзуманян | Аветик Геворкян |
В связи с действиями криминальных авторитетов заместитель директора сельской школы Сашик Арзуманян, который также вел борьбу против строительства третьей ГЭС, вчера сказал “Hetq”: “На меня давление не оказывалось, на других – не знаю. Но что-то произошло, раз сегодня часть людей изменила свое отношение. Нас фактически лишают природы, этого чуда”.
Сашик признался, что Липарит Симонян пригласил его на беседу и сказал: ты молчи, а село я уговорю. В Марце меня предупредили, что за моими беседами с сельчанами следит белый автомобиль с номерными знаками 33SD555.
Я заметила, что автомобиль остановливался возле домов тех активистов, к которым я заходила с целью получения информации. Машина следовала за нашим такси до того места, где на береку реки Марц лежали трубы. “Почему вы следите?”- поинтересовалась я у сидевших в машине молодых людей. Они вышли из автомобиля, и один из них сказал: “Ты почему приехала? Вы, журналисты, устраиваете какие-то бунты”. Мой собеедник оказался тем самым Вачо Хачатряном из Марца. Он высказал свое мнение и по поводу ГЭС: “Я считаю, что так должно быть, и точка. Да, я именно так и считаю: эта третья ГЭС должна быть построена”.
![]() |
![]() |
О ГЭС и доставленных новых трубах с большим трудом согласилась говорить член совета старейшин села, медсестра Гаяне: “Мы уже отчаялись, потому что борьбу ведем очень долго. Если правительство нас не поддерживает, что мы можем сделать. В прошлый раз мы своими силами сбросили трубы в ущелье. Сейчас нам уже не позволят это сделать”.
![]() |
![]() |
Анаит | Пайцар Ованнисян |
Ученица 12-го класса школы села Марц Анаит, рассказывая нам о строящейся на реке третьей ГЭС, расплакалась: “Я не хочу бороться. Мне ни река не нужна, ни эта страна. Пошли, угостились и продались”. Несколько месяцев назад сельские школьники тоже участвовали в акциях протеста против строительства ГЭС. “Летом дети часто ходили на реку Марц, купались. Нельзя строить столько ГЭС. Мы там шерсть мыли, но сейчас воды в реке уже нет”,- сказала Пайцар Ованнисян.
![]() |
![]() |
Седа Ованнисян | Левон Хачатрян |
“Не хочу, чтобы на нашей реке Марц строили третью ГЭС. В селе никто не хочет”,- отметила Седа Ованнисян. Но, заметив следившего за нашей беседой Вачо, женщина тут же изменила разговор: “Мне все равно, построят или нет. Я одна живу”. Один из жителей Марца, Левон Хачатрян, считает, что построить на реке третью ГЭС невозможно.
“Говорите, уже трубы привезли? Я могу сказать следующее: вода нашему селу очень нужна, без воды невозможно держать скот. Но государство фактически разрешает, чтобы несколько человек отнимали воду у жителей шести сел Моткора и села Дсех. Они губят будущее нашего села”,- с болью сказал Левон. А его односельчанин Аветик Геворкян заверил, что село все равно не хочет, чтобы ГЭС было построено. На прощание Сашик Арзуманян отметил, что в случае строительства ГЭС 80 га плодородных земель, расположенных по обе стороны реки Марц, превратятся в пустыню. Уезжая из села, я вспомнила его слова: “Строительство третьей ГЭС станет страгедией для нашего села”.
Комментарии (3)
Написать комментарий