
“Для Путина важнее было удержать Армению от подписания Соглашения об ассоциации, чем...”
На вопросы “Hetq” отвечает старший научный сотрудник по линии Южного Кавказа фонда “Карнеги" Томас де Ваал
Господин де Ваал, что, на Ваш взгляд, произошло в Вильнюсе? Что получила Армения от этого саммита?
Очевидно, что Армения получила меньше, чем ожидалось за несколько месяцев до этого. Важно, что с Евросоюзом подписано соглашение об упрощении визового режима, что может иметь положительные последствия для тысяч армян. Однако не состоялось парафирование Соглашения об ассоцаиции и обсуждение, посвященное всеобъемлющей зоне свободной торговли. Я не уверен, что до этого все представители властей поняли, что эти два документа тесно связаны между собой. Были некоторые надежды на то, что из Соглашения об ассоциации будут исключены несколько политических статей, однако было доказано, что это невозможно.
Какое значение имеет совместное заявление РА и ЕС?
Принятым в Вильнюсе совместным заявлением двери для будущих отношений РА-ЕС остаются открытыми. Вместе с тем понятно, что благодаря обязательствам, взятым перед Москвой официальным Ереваном и деликатно сформулированным как “новые международные обязательства”, переговоры между РА и ЕС (вокруг которых уже было достигнуто согласие) больше не будут продолжаться. Существенное значение имел намек на то, что решение о вступлении в Таможенный союз Армения приняла под давлением.
2 декабря президент РФ Владимир Путин прибыл с государственным визитом в Армению. В Армении визит Путина обуславливают укреплением военного фактора. Что изменит этот визит для Армении?
Визит президента Путина был явно предусмотрен для того, чтобы укрепить принятое в сентябре президентом Саргсяном решение о присоединении к Таможенному союзу и продемонстрировать силу и влияние России на Кавказе. Вот почему Путин первым делом отправился в Гюмри, где посетил российскую военную базу, и только после этого прибыл в Ереван.
Для армянской стороны отношения с Россией в первую очередь обусловлены соображениями безопасности. Правительство стремится вести более сбалансированную внешнюю политику. Сейчас Армения имеет больший объем товарооборота с ЕС, чем с Россией. Понятно, что решение о прекращении длившихся три года периеговоров с ЕС и вступлении в ТС было принято под давлением, а также по той причине, что в отношениях с Москвой Армения могла потерять свои более предпочтительные позиции в вопросе безопасности и что Россия могла продать Азербайджану большее количество оружия.
Несмотря на это, я верю, что в решении о вступлении в ТС больше символизма, нежели субстанции. Армения имеет очень маленькую экономику и не имеет общей границы с Россией. Для Путина важнее было удержать Армению от подписания Соглашения об ассоциации и адресовать мессидж Украине, чем вступать в реальную экономическую сделку с Арменией. Я верю, что в Армении многие надеются на то, что проект ТС потерпит крах, и они наконец спокойно пойдут по пути, ведущем в ЕС.
Что изменит присоединение Армении к ТС в кавказском регионе, учитывая наличие карабахского конфликта?
Новое армяно-российское соглашение эффективно сохраняет статус-кво и не создает новой ситуации. Благодаря обеспечивающему безопасность союзу с Россией Армения чувствует себя спокойно, однако Путин хочет сохранить торговые и политические отношения также с Азербайджаном, поэтому он никогда не будет полностью содействовать одной из сторон. Армения будет также стремиться сохранить отношения с США, ЕС и НАТО. Основные причины неурегулированности конфликта остаются прежними. Как говорят французы, “сколько меняется, столько же остается прежним”.
Фото ФОТОЛУРА
Комментарии (2)
Написать комментарий