
"Плевать они хотят на тебя, на литературу и на то, что ты сделал или не сделал"
Несколько дней назад литературовед, кандидат филологических наук, член Союза писателей Армении Аркменик Никогосян и литературовед Асмик Акопян приняли решение выйти из СП. Ажиотаж в СП начался после того, как сборник стихов "Э" Эдуарда Милитоняна был представлен к государственной премии. Мы побеседовали с Аркмеником Никогосяном о его решении выйти из Союза писателей Армении.
Почему Вы приняли такое решение?
Если я сейчас отвечу, то ответ, возможно, прозвучит несколько поэтично, но во мне сидит чувство обиды. Я понял, что в среде, где я и мои друзья хотим сделать что-то хорошее для литературы, плевать хотят и на нас, и на наши усилия, направленные на развитие литературы, потому что те устремления, которые заставляли нас работать в этом поле, в Союзе писателей, для нашей литературы оказались более второстепенными, чем сиюминутные решения и желания. Ни мои заявления перед вручением Государственной премии, ни шаг, предпринятый мной и Асмик во имя литературы и Союза писателей, так и не были восприняты. Мое время и мое поколение создают ценности, но мы постоянно оглядываемся назад, так и не добиваясь прогресса в этом союзе.
Откровенно говоря, я ждал, что первый шаг г-на Милитоняна в качестве председателя Союза писателей должен был вызвать шок. А большего шока, чем отказ от вручения государственных премий, я не представлял. К сожалению, оказалось, что мы не можем преодолеть сложившуюся ситуацию. К сожалению, к сожалению, к сожалению, в нашей стране, особенно в сфере литературы и особенно в тех сферах, где есть вопрос денег, премий, продолжают играть роль протекционистские отношения, имена, поэтому премии выдаются даже без чтения книг.
Обида есть и в профессиональном плане. Я знаком со всем нашим литературным полем, добросовестно читаю почти все, что издается, но оказывается, что голос добросовестного человека ничего не значит, он приносится в жертву капризам людей, многие из которых уже 20 лет вообще не открывают книги и руководствуются соображениями исключительно личного характера.
Если можно, обоснуйте, почему кандидатура председателя Союза писателей не могла быть выдвинута на соискание Государственной премии.
Это, наверное, самая важная сторона вопроса. Я признаю, что г-н Милитонян, помимо выполнения обязанностей председателя Союза писателей, является также писателем, причем талантливым писателем, который имеет право на выдвижение своей книги на Государственную премию и имеет право получить эту премию. Однако сегодня мы живем в такое время, когда кроме получения премий, обеспечения нашего благосостояния, решения личных проблем существует задача определения критериев, восстановления утраченного доверия к нам, писателям, к Союзу писателей, возвращения читателя к литературе.
Я уверен, что после этого шага завтра или послезавтра он уже ничего не сможет оценить ни в Союзе писателей, ни в нашей литературе. А посредством шага, о котором я уже сказал, господин Милитонян мог бы поднять авторитет и председателя Союза писателей, и самого СП.
То есть только один человек имеет право выдвинуть свою кандидатуру для получения Государственной премии?
Нет, претендовать на получение Государственной премии имеет право любой занимающийся творчеством гражданин РА, кто написал или создал книгу. Речь ведь идет не о ценности его книги. Я погрешу против совести, если скажу, что его книга плохая. Дело не в этом.
В Армении есть 4-5 писателей, которые даже если представят в комиссию по Государственной премии книгу с чистыми листами, только за указанное на обложке книги свое имя получат премию. Это обусловлено тем, книги вообще не открывают и не читают, а просто говорят: автор – такой-то, премию даем ему.
Мой шаг обусловлен тем, что создана среда, в которой плевать хотят на усилия, на жертвенность и, самое главное, на литературу. Я не хочу продолжать свою работу в этой среде, потому что есть также очень важный аргумент (пусть это не прозвучит нескромно): я не рядовой член СП, я член СП, который работает для нашего Союза, что-то делает для нашей литературы, и я хочу своими усилиями служить нашей литературе, а не интересам Союза писателей. Яокончательно убедился в том, что такие категории, как Союз писателей и литература ничего общего между собой не имеют.
Как отреагировал на Ваше решение председатель Союза писателей?
Это решение далось мне нелегко. Я человек терпеливый и уже 12-13 лет нахожусь в этой сфере, и мне было нелегко разорвать связи с этой организацией. Были многочисленные звонки, мои друзья, близкие давали различные оценки. Утром я разговаривал с г-ном Милитоняном. Он спросил, является ли мое решение окончательным. Я сказал, что да. У нас состоялась очень теплая беседа. Я сказал ему, что все, что я делаю, не направлено против него, против его книги или против Союза писателей. Это направлено против нездоровой атмосферы, сформированной определенной кастовой группой СП.
Аркменик, Вы как литературовед считаете, что книга Милитоняна достойна быть выдвинутой на соискание Госпремии?
Если хотите, считайте, что я уклоняюсь от ответа... Я постоянно утверждаю, что Государственной премии должны удостаиваться те книги, которые имеют этапное значение для нашей литературы. Я придерживаюсь того мненеия, что Государственная премия должна вручаться не раз в два года, а раз в пять или десять лет.
Комментарии (6)
Написать комментарий