HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Ашот Гарегинян

Земля и небо

Предвыборные страсти-мордасти, время от времени сотрясающие Армению, как правило, знаменуются пышными “букетами” нарушений и подлогов, которые имеют место практически по всей республике. Кандидаты всех мастей не скупятся на обещания жить исключительно заботами народа. И при этом не забывали совершать выгодные “гешефты”, оптом приобретая голоса избирателей – по 5000, 4000, 3000 и даже 2 тысячи драмов за голос. Однако выясняется, что и это еще не самый минимум. К примеру, говорят, что в рабочем поселке Гагарин, что в Гегаркуникском марзе, на выборах в 2002 и 2003 годах голоса шли всего за ... 500 драмов. Ибо нет предела совершенству, и լավից լավն էլ կա, знаете ли. А для человека, погрязшего в нужде, даже 500 драмов – солидная сумма. Печально, но факт.

Странной какой-то жизнью живет упомянутый поселок Гагарин. Если это, конечно, можно назвать жизнью: люди ежедневно заняты поисками исключительно хлеба насущного, а об остальном и не помышляют. Отсутствие работы давно стало привычным образом существования для жителей Гагарина. Возможно, именно поэтому самыми уважаемыми людьми здесь слывут пенсионеры: к ним хотя бы иногда поступают какие-то деньги, пусть и не гораздо большие, но всё-таки. Вместе с тем^ уместно отметить, что, пожалуй, остался всё же один способ заработать и самому, а не ждать пособий от государства – предложиться в окрестных селах в наемные работники. Собственного земельного участка почти ни у кого из местных жителей нет. Да поселок изначально для этого и не был предусмотрен: Гагарин создавался как типичный населенный пункт городского типа, без каких-либо приусадебных угодий и других земель сельскохозяйственного назначения. Поселок был славен другим: в свое время здесь действовало около десятка крупных заводов и производственных цехов. Но о них сегодня остались только воспоминания...

Вагаршак Манукян 20 лет проработал на одном из таких заводов – светотехническом. Ныне завода нет, а жить все-таки надо.

“Собирали алюминиевый и всякий другой металлолом на Нубарашенской свалке, тем и кормились,- рассказывает Вагаршак.- А сейчас и лом уже кончается. Ходим к фермерам в соседние села, нанимаемся к ним в батраки. А что еще остается делать? Наши руководители постоянно призывают нас гордиться тем, что мы живем в независимой и свободной стране, говорят с высоких трибун высокие слова, и тому подобное. А почему никто не думает – не стыдно, что мы тут так позорно дни влачим, в такой унизительной бедности?! Власти и их соратники о нас совсем забыли, если и вспоминают, то разве перед выборами какими-нибудь (см. начало – А.Г.). Приезжают сытые, здоровые мужики, произносят зажигательные речи и уезжают. А ведь уже лет двадцать в Гагарине не строится ничего нового. В общем, брошены мы на произвол судьбы. Когда ситуация улучшится – Бог его знает...”

По-видимому, немалая часть проблем, с которыми сегодня сталкивается поселок, возникла в 1995 году, когда, согласно закону РА “Об административно-территориальном делении Республики Армения”, поселок превратился в один из кварталов города Севан. Трудно сказать, зачем это было сделано: от Гагарина до Севана – добый десяток километров, если не больше. В результате город Севан, параллельно с массой собственных проблем, присущих переходному периоду, был вынужден взвалить на себя еще и эту несуразную ношу.

В прежние времена люди почти целыми семьями работали на здешних предприятиях, которые полноценно функционировали. После распада Союза вся эта инфраструктура разрушилась. Вынуждены констатировать: сегодня на этих предприятиях всё обстоит настолько удручающе, что ни один потенциальный инвестор на них и не посмотрит. Между прочим, налоги и обязательные выплаты, которые вносит поселок Гагарин, взимаются не только в бюджет г.Севана, но и в бюджет общины Гегамаван, так как поселок входит в административную территорию этой общины. Однако текущие проблемы обязан решать именно мэр г. Севана. Так что абсурд какой-то получается. Думается, правительству следует обратить внимание на сложившуюся ситуацию.

К чести севанских властей, надо отметить, что они по мере возможностей пытается как-то улучшить состояние гагаринцев. Например, несколько лет назад здесь открылся цех по производству ковров – на 250 рабочих мест. На территории одного из детсадов, которые ремонтируются в рамках программы “Спасите детей”, заработала пекарня, где трудоустроились еще семь местных жителей. Словом, делаются определенные шаги. Но их, конечно, нельзя считать удовлетворительными. Проблемы все равно остаются. Например, в ковровом производстве сейас реально занято не более 40-50 человек. И дело тут отнюдь не в лени. Просто эта работа требует хорошего зрения, а в населении Гагарина сегодня преобладают пожилые люди, которые видят уже плохо. Молодые уезжают отсюда, не желая, по их собственному определению, “жить в колонии без колючей проволоки”: невыносимо коротать так день за днем. Лет пятнадцать назад в местной средней школе было около учащихся, а сейчас – не более 230. В последнее время ухудшилось газоснабжение поселка: дело в том, что в 2000-2002 годах жители Гагарина получали природный газ под гарантии прежнего мэра Севана, однако до сих пор не могут за это расплатиться. До сих пор значительную часть средств, которые удается заработать городу, приходится отдавать поставщику – компании “АрмРосгазпром” в счет покрытия этого долга.

По мнению гагаринцев, поселку необходимо предоставить статус отдельной общины. В противном случае накопившиеся проблемы не только не смягчатся, но даже наоборот – обострятся. “В других местах население подразделяется на богатых, состоятельных, среднего достатка, бедняков и т.д. А у нас никакой классификации не надо – мы все относимся к крайне бедным,- с горечью констатирует житель поселка Дереник Саакян.- Молодежь уезжает, а те, кто остается, о вступлении в брак и не помышляют – денег нет. Слава Богу, хотя бы владельцы коммерческих киосков понимают наше положение и отпускают товары в долг. Других радостей нету...” Семья Арусяк Мхитарян, 16 лет проработавшей на ламповом заводе, ютится впятером в однокомнатной квартире; дом признан аварийным, но менять жилище семья не в состоянии, так как никто в семье не работает. И таких печальных примеров здесь очень много. Да, вот еще что – питьевую воду здесь дают раз в три дня на несколько часов. Вода, как правило, с изрядной примесью ржавчины (не успевает очиститься), так что заболевания желудочно-кишечного тракта в поселке стали своего рода “фирменными”. Не возлагая надежд на водопровод, люди таскают ведрами воду из оврага, известного здесь как ”Ղարիբի փոս”.

Таким вот таким образом пытается выживать поселок, находящийся почти в самом центре Армении. Носящий имя первого космонавта Земли. Однако почти оторванный от внешнего мира. Забытый властными структурами, измученный результатами необоснованных и недальновидных “преобразований”. Здесь свою “монополию” утверждают бедность и нищета. Неужели этот процесс уже необратим?..

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter