
Прошлое - учитель будущего
Наш собеседник - эксперт Международного информационно-аналитического центра "Взгляд из Европы", один из руководителей Союза армян Скандинавии Артур Агаджанян.
- В прошлом году Швеция присоединилась к уже довольно внушительному – более сорока – списку стран, которые на официальном уровне признали Геноцид армян в Османской Турции. Как вы расцениваете это событие? Можно ли его считать достижением для Армении и армян?
- Напомню: 11 марта 2010 года парламент Швеции - риксдаг проголосовал за принятие резолюции, в которой события начала ХХ века в Османской империи признаются геноцидом армянского народа, а также ассирийцев, халдеев и понтийских греков. Проект резолюции был вынесен на голосование по инициативе оппозиционных партий - Левой, Социал-демократической и Защиты окружающей среды, а также несколькими депутатами от Народной партии либералов и от Христианско-демократической партии.
В итоге резолюцию поддержали пять из семи парламентских фракций Швеции. Однако против принятия документа выступал МИД и комитет риксдага по международным делам. В результате сторонники резолюции добились ее принятия с перевесом всего в один голос.
Риксдаг потребовал от правительства, чтобы оно добивалось признания Турцией факта геноцида армян, ассирийцев, халдеев и понтийских греков, а от ЕС и ООН – оказания давления на другие страны, чтобы их парламенты приняли аналогичный документ.
Значение этого события, безусловно, очень велико. Решение шведского Риксдага, без сомнения, внесет позитивный вклад в продолжающийся процесс международного признания и осуждения геноцида, станет катализатором, способствующим осмыслению турецким обществом своей истории.
Всего 2-3 года назад многих противников армяно-турецкого сближения беспокоил факт подписания двусторонних протоколов на том основании, что это скажется на
перспективах процесса международного признания Геноцида армян. Муссировалась
информация о том, что некоторые влиятельные международные СМИ - в том числе и шведские - уже избегают употреблятьения термина геноцид в приложении к событиям начала 20 века в Османской Империи. Так что шаг риксдага можно считать достижением, причем не только для Армении и армян, а прежде всего - большим продвижением для того народа, парламент, которого, выражая волю общества, осуждает подобные деяния. Ведь, не признавая преступления, совершенные в прошлом, невозможно предотвращать их в будущем.
Надо принять за основу одну простую истину: признание Геноцида армян тем или иным государством, признание и осуждение, совершенных в прошлом целенаправленных массовых зверских убийств людей, принадлежащих к иной национальности или вероисповеданию - это, прежде всего, дань уважения к памяти жертв геноцида, а также показатель состояния ценностных устоев данного общества, его приверженности общества к состраданию. В конце концов, это - вопросом СОВЕСТИ общества.
- Шведский риксдаг признал также геноцидом массовое уничтожение Турцией греков и ассирийцев, что считается результатом активных лоббистских усилий местных греческой и ассирийской общин. Что сказалось на достижении подобного результата в отношении армян? Как действовала армянская община Швеции? А ваш Союз?
Если Геноцид армян признан многими странами, а геноцид понтийских греков признан Грецией, Кипром и Арменией, то геноцид ассирийцев признан впервые. Причем для ассирийцев это - первое признание со стороны какого-либо государства. Сами ассирийцы ту массовую резню, в результате которой было убито около полумиллиона ассирийского населения Турции, называют "Сейфо" (в переводе с новоарамейского, ассирийского языка — меч) .
Армянская, греческая диаспоры и большая ассирийская община в Швеции, естественно приложили массу усилий, чтобы резолюция была принята. Турция, в свою очередь, противодействовала, оказывая давление по дипломатическим каналам, и активно использовала турецкую общину Швеции, в том числе и депутатов риксдага турецкого происхождения. Интересный момент: во время голосования один из этих депутатов демонстративно покинул зал заседаний, и его голоса как раз и не хватило, чтобы заблокировать это решение. Но такого понятия, как лоббистские усилия, в прямом смысле этого понятия, в политической жизни Швеции нет. Пока, во всяком случае.
Кстати, шведский парламент уже рассматривал подобные законопроекты в 2000 и 2008 году, Однако тогда предложенный документ был отклонен. Новый виток начался позапрошлой осенью - на конгрессе Социал-демократической партии в ноябре 2009 года, когда несколько делегатов подняли вопрос о необходимости осудить геноцид армян и христианских меньшинств в Османской Турции. Именно на этом конгрессе социал-демократы изменили свою позицию и одобрили законопроект, который и стал основой закона, принятого риксдагом 11 марта 2010 года.
В настоящее время численность армянской общины Швеции насчитывает порядка восьми тысяч человек. Они, в основном, проживают в Стокгольме и Уппсале. К сожалению, возможности здешей армянской общины не так велики, как, скажем, во Франции или в США. Зато в риксдаге заседают четыре депутата армянского происхождения, и их усилия и роль в принятии данной резолюции, несомненно, оказались весьма значительны.
Армянская община и наш Союз также провели большую работу среди политической элиты и простых граждан Швеции. Безусловно, огромную роль сыграло то обстоятельство, что армянская, греческая, сирийская и ассирийская общины объединили свои усилия и добились принятия парламентом данного документа. С другой стороны, нынешняя "негладкость" шведско-турецких отношений, по моему мнению, показал одну характерную особенность современной международной политики, когда даже относительно небольшие, но сплоченные иммигрантские группы могут оказывать влияние на межгосударственные отношения, по большому счету - на мировую политику.
- СМИ тогда сообщали, что обсуждение получилось довольно острым. Шведское правительство было против принятия резолюции, не было единства и в парламенте. Но инициаторы все же настояли на своем. Свидетельствует ли это о реальной парламентской демократии в отдельной взятой Швеции?
- То, что Швеция является страной с демократическими ценностями, со своими состоявшимися институтами власти, общественным миросознанием и мировозрением - это неоспоримый факт. Шведский парламент признан в мире как образец истинного демократизма и толерантности.
- Исход дебатов в риксдаге вызвал и продолжает вызывать в Турции крайне негативную реакцию – отзыв посла, отмена визита премьер-министра Эрдогана, воинственные заявления, и тому подобное. Что это турки так вознегодовали?
- В резолюции шведского парламента события 1915 года в Османской Турции характеризуются как геноцид, и помимо упоминания массовых убийств армян, зафиксировано и истребление проживавших в Османской империи других этнических меньшинств - ассирийцев, халдеев и понтийских греков. «Мы убеждены, что Швеция в рамках Евросоюза и ООН должна развернуть деятельность по признанию событий 1915 года в качестве геноцида. Признание геноцида 1915 года станет не только своего рода компенсацией для представителей тех этнических групп и меньшинств, которые продолжают жить в Турции, но также будет содействовать дальнейшему развитию этой страны. Турция не может считаться демократической страной, пока там отрицают реальную картину прошлого», - говорится в резолюции риксдага. Между прочим, дебаты в риксдаге по вопросу геноцида 1915 года транслировались в прямом эфире турецкого телевидения. Реакция Турции, в принципе, была предсказуема - было ясно, что официальная Анкара незамедлительно и однозначно отреагирует на резолюцию риксдага. Так и произошло - Турция отозвала своего посла в Швеции, а премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган весьма предсказуемо отменил свой предстоящий визит в Стокгольм. Но, как отмечали тогда некоторые аналитики, набор демаршей и болезненная реакция турецких властей не отличались особой оригинальностью.
Отзывом посла, отменой визита премьера и голословными угрозами Швецию не запугать. Риксдаг признал и осудил геноцида армян, ассирийцев, сирийцев, халдеев и понтийских греков, и это - состоявшийся факт. Рано или поздно Турция сама должна будет признать и осудить геноцид армян, ассирийцев, сирийцев, халдеев и понтийских греков, если она реально хочет стать членом европейского сообщества.
- Но после принятия резолюции шведский премьер-министр Фредрик Рейнфельдт позвонил Эрдогану и извинился за решение парламента своей страны. "Я глубоко сожалею, что в риксдаге была принята резолюция относительно геноцида армян,- заверил Эрдогана Рейнфельдт во время телефонного диалога.- Шведские власти не допустят, чтобы подобные прецеденты отрицательно повлияли на отношения между двумя странами. Официальный Стокгольм продолжит оказывать поддержку Анкаре для разрешения целого ряда вопросов. Мы поддерживаем намерения все более открытого и толерантного современного турецкого государства стать полноправным членом "общеевропейской семьи". Швеция выступает за то, чтобы Турция вступила в ЕС". Что это – высший дипломатический пилотаж или шибко продвинутый демократизм? А может, страх?
- У правительства Швеции - свой прагматичный взгляд на политику и межгосударственные отношения. А у парламента Швеции - свой. Чем и отличаются истинно демократические государства. Я уверен, что власти Швеции не боятся демаршей Турции, Просто высказывания шведского премьера Фредрика Рейнфельдта и министра иностранных дел Карла Бильдта - это, наверное, действительно высший пилотаж демократии.
Что касается извинений Фредерика Рейнфельдта, то его высказывания против принятой риксдагом резолюции и извинения перед Эрдоганом не прошли для него бесследно и вызвали резкую критику. Причем - не только среди оппозиции. Социал-демократы Швеции представили иск в Конституционный комитет против премьер-министра за его извинения перед Турцией. Представитель Социал-демократической партии Швеции Свен Эрик Остерберг и несколько депутатов риксдага заявили о незаконности действий премьер-министра.
"Рейнфельдт нарушил законы страны, позвонив Реджепу Таййипу Эрдогану и извинившись перед ним за решение собственного парламента. Он отозвался о решении парламента в пренебрежительном тоне. Это значит, что правительство выступает против волеизъявления народа. Именно поэтому мы обратились в Конституционный комитет с иском против Рейнфелдта", - констатировал Остерберг.
- Какой резонанс всё это вызвало среди населения Швеции? Как реагировали живущие там турки и вообще мусульмане? У вас есть с ними контакты?
- Резолюция шведского парламента резонанса, как такового, не вызвала. Если честно, большинство простых шведов даже понятия не имеют, о чем идет речь. Не хочу их обидеть, но они в массе своей не очень сильны в собственной истории. И было бы наивно думать, что они разбираются в нашей или турецкой истории. Дебаты шли в парламенте, а за его стенами никто не шумел и не протестовал. После принятия упомянутой резолюции, когда средства массовой информации более или менее объективно осветили события и их последствия, небольшое количество турок и азербайджанцев собрались на одной из площадей Стокгольма, покричали с полчаса и разошлись. Вот и всё. Между прочим, резолюцию парламента приветствовали и местные курды; за принятие резолюции проголосовали несколько депутатов риксдага - курдов по национальности. На счет связей с турками и мусульманами отвечу кратко – контакты с ними есть, но это все на основе личных взаимоотношений: есть соседи, партнеры по бизнесу, или просто знакомые.
Написать комментарий