
Русский алтын и армянский драм
На минувшей неделе российскую прессу буквально наводнили слухи о новой евразийской валюте – алтыне. Этому способствовал намек премьер-министра Дмитрия Медведева на необходимость введения единой валюты, сделанный им на встрече с премьер-министром Казахстана. Эту тему затронули почти все крупные российские СМИ, а основным источником стала газеты “Московский комсомолец”. И хотя председатель коллегии Евразийского экономического сотрудничества Виктор Христенко поспешил опровергнуть эту информацию, однако это тот случай, когда дыма без огня не бывает. Мы явно имеем дело с организованной утечкой информации. Выбор времени тоже не был случайным. В мае Россия, Казахстан и Беларусь должны подписать соглашение о формировании Евразийского экономического союза, и хотя в этом соглашении речь идет только о валютном урегулировании (без единой валюты), предпринимается попыткауже сейчас подготовить общественное мнение к внедрению единой валюты. С другой стороны на фоне украинского кризиса все чаще звучат разговоры о том,что Россия попытается ограничить оборот доллара, а единая валюта очень удобный для этого инструмент.
Следует отметить,что разговоры об алтыне не являются новостью. Эту идею президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выдвинул еще в 2003 году, предложив создать в Евразийском союзе единую наднациональную безналичную расчетную единицу. Именно ему принадлежит выбор слова “алтын”. Алтын - название средневековой русской монеты, которое русские переняли у монголов. На тюркском оно означает шесть. То есть это единица, которая приемлема и для России, и для Казахстана, и для других среднеазиатских стран.
Кстати, в России не все в восторге от перспективы внедрения новой валюты. Часть российских экспертов считает, что новой единой валютой должен быть рубль – это будет и быстрее, и экономически обоснованнее, поскольку остальные валюты ЕврАзЭс очень слабые. Сейчас в России алтын рассматривается как компромиссный вариант.
Однако внедрение единойвалюты не такой уж легкий процесс. Внедрению евро предшествовала 30-летняя подготовительная работа. Россия уже 20 лет обсуждает с Беларусью вопрос единой валюты, но не может придти к согласию. Утверждения о том, что единая евразийская валюта появится через какие-то пять или десять лет, миф. Однако те документы, которые должны быть подписаны в мае, предполагают проведение определенной подготовительной работы. В частности, создание совещательного органа центральных банков, обеспечение обмена во всех странах валют, находящихся в обращении в ЕврАзЭс.
Последнее положение крайне выгодно Армении, поскольку армянский драм – одна из “самых известных” валют даже в ЕврАзЭс.
Позиция Армении по единой валюте в целом отрицательная. За прошедшие 20 лет Армения худо-бедно приспособила свою денежно-кредитную политику к методологии Международного валютного фонда. А остальные страны ЕврАзЭс осуществляют максимально строгое валютное урегулирование (от установления валютного коридора до полного управления валютой). Это значит, что Армения интегрируется в эти системы крайне болезненно, хотя к внедрению единой валюты нельзя относиться однозначно отрицательно.
Через несколько лет идея единой валюты, возможно с другим названием, станет более предметной. Откажется Армения от драма или нет, покажет время.
Комментарии (1)
Написать комментарий