
Участвовавший в Арцахской войне армянин из Франции привез сына служить в армянской армии
Джордж Погосян живет во Франции почти 30 лет. В Армению он приехал для того, чтобы отправить своего 18-летнего сына Нарека служить в армянской армии. Вчера Нарека уже призвали на службу в Мегринскую военную часть. Говоря об этом, Джордж и его жена Армине пытаются скрыть волнение, потому что чувство гордости, по их словам, сильнее.
В беседе с нами оба улыбались и говорили о своем шаге с подчеркнутой скромностью. Джордж и Армине поженились в 1994 году, после Арцахской войны. Армине из Еревана, а Джордж приехал в Армению в 1993 году, чтобы участвовать в Арцахской войне.
Жизнь от войны до войны
Джордж Погосян переехал во Францию в 1984 году из Ливана, когда там еще шла война. Он участвовал в самообороне армянских кварталов Бейрута, в 1978 году был ранен в ногу. Во Францию приехал работать. Сперва был рабочим в трикотажном цехе, потом сам начал производить ткани. В Армению он впервые приехал в 1993 году. Рассказывает, что в ереванском аэропорту таксист спросил, куда его везти, и он ответил: “В воинскую часть”. Водитель удивился: “Оставил Францию и приехал сюда?” Джордж в ответ улыбнулся. Его привезли в воинскую часть, а потом в аэропорт “Эребуни”, где он три дня ждал вертолета. Оттуда уже отправился в партизанский отряд “Ехникнер”.
К тому времени командир отряда Шаген Мегрян уже погиб, и командиром стал Сергей Чалян. В отряде “Ехникнер” Джордж остался до окончания войны. За это время ему пришлось трижды ехать во Францию, так как у него был вид на жительство, а по французским законам в случае отсутствия больше трех месяцев он мог лишиться этого статуса. Но даже поездки во Францию Джордж использовал для того, чтобы привозить оттуда помощь – антенны для рации, аккумуляторы. Спрашиваю, не боялся ли, приехав из Франции в Арцах воевать. “В Бейруте я привык к войне, мне не было страшно”,- сказал Джордж.
Почему Нарек должен был служить
У Джорджа Погосяна двое детей – Нарек и Маро. Нарек старший. “Мне всегда хотелось, чтобы Нарек служил в Армении”,- говорит Джордж, глядя в окно. Из семьи только он не имеет гражданства РА, но сейчас он уже оформляет документы. Много лет назад Джордж решил, что когда Нареку исполнится 18 лет, то они переедут в Армению. Это было обусловлено несколькими факторами. Дед Джорджа спасся во время Геноцида. Ему было 8 лет, когда он добрался из Аданы в Сирию, а оттуда переехал в Ливан.
![]() |
![]() |
“Мой дед многое пережил. Он рассказывал, что в молодости занимался покраской обуви и одновременно учился на стоматолога. Он стал стоматологом, получил диплом доктора. Дед рассказывал мне, что ему пришлось испытать. Его отца зарезали... В детстве эта история очень подействовала на меня. Когда началась война, я был убежден, что только армяне в состоянии защитить свои границы. Если у нас не будет страны, то мы перестанем существовать как нация”,- отметил Джордж.
Он говорит, что во Франции десятки тысяч армян ассимилировались, и очень тяжело переживает этот факт. Сегодня во Франции очень мало армянских семей, где говорят по-армянски. От него тоже потребовались большие усилия, чтобы его дети остались армянами. “Знаете, если я буду думать, пусть мой ребенок не служит, пусть служат другие, то я сам себя буду обманывать. В этом случае я не буду настоящим патриотом”,- считает Джордж Погосян. Как отец он очень переживает за сына. “Уверен, что у него будут грустные дни, но и хорошие дни тоже будут. В городе он этого не испытает. Одно дополняет другое”,- отметил мой собеседник.
Почему Армения – не страна мечты?
После 2009 года Джордж пять раз в году приезжает в Армению. По его словам, страна развивается, но это не родина его мечты, потому что еще есть ошибки. Это ошибки руководства, подчеркивает Джордж, которые, он надеется, будут исправлены.
![]() |
![]() |
“Я, например, хотел основать здесь бизнес, привозить станки. Пошел в таможенную службу, рассказал о своем намерении, спросил, сколько станков я могу привезти и сколько денег мне придется за это заплатить. Задав эти вопросы, я столкнулся с другими вещами. Есть законы, которые необходимо исправить, страна должна идти вперед, развиваться. Государство вместо того, чтобы называть конкретную цифру, начинает тебя обманывать. Всегда пытаются обойти закон”,- говорит Джордж.
![]() |
![]() |
В Армении у него пока нет работы. Говорит, подождет, пока сын демобилизуется, тогда вместе и решат, что делать дальше. Несмотря на это, Джордж рад тому, что находится в Армении, особенно сейчас, когда сын уже стал солдатом. “Я как отец немного переживаю, но я очень рад и горд за него”,- отметил Джордж Погосян.
Фото Акопа Погосяна
Комментарии (2)
Написать комментарий