
Запрет турецкой стороны на импорт армянских товаров частично устраняется?
На сегодняшний день товарооборот между Арменией и Турцией составляет около 400 млн долларов, что является официальным статистическим данным, сообщил редактор бизнес-новостей газеты “Today's Zaman” (“Сегодняшнее время”) Мустафа Эдиб Йылмаз.
По его словам, в случае открытия границ этот показатель возрастет в 10 раз. В свою очередь эксперт стамбульского университета экономических и общественных исследований “Бахчешехир” Зюмрюта Имамоглы был удивлен, когда узнал, что импорт товаров из Армении в Турцию запрещен.
Турция официально не запрещала ввоз товаров из Армении, но на таможенных пунктах осуществляет такую жесткую политику в отношении армянских хозяйствующих субъектов, что провозить в Турцию какой-либо товар становится бессмысленно. С другой стороны, Турция в настоящее время запрещает въезд машин с армянскими номерами, имеющими более 16 мест. В этом случае армянские торговцы, закупающие товары в Турции, должны либо проезжать через границу на нескольких микроавтобусах, либо пользоваться огромными автобусами с турецкими номерами, которые регулярно выезжают из Еревана. В обоих случаях выигрывает турецкая сторона.
Таким образом, можно сказать, что вышеупомянутые 400 млн долларов – это односторонний объем товарооборота. Однако, по данным «Hetq»-а, в настоящее время между двумя странами, являющимися членами Организации Черноморского Экономического Сотрудничества (ОЧЭС), идут переговоры по вопросу осуществления грузоперевозок 200 грузовых автомобилей в упрощенном порядке по маршруту Армения-Грузия-Турция и обратно. Такой договор существует между странами-членами ОЧЭС, однако Арменией и Турцией он не был реализован из-за отсутствия дипломатических отношений между двумя соседями.
Главный редактор экономической газщеты «Dunya» («Мир») Акан Гюльдаг сообщил, что сейчас объем экспорта из Турции составляет около 132 млрд долларов, импорта – около 230 млн долларов. Это означает, что Турция – импортирующая страна. С целью смягчения имеющейся разницы правительство в настоящее время повысило курс доллара с 1,5 до 1,8 турецких лир. На сегодняшний день самым крупным экономическим партнером Турции является Евросоюз, в частности Германия, а в военной сфере – Израиль. Большой процент в импорте Турции составляют российские нефть и газ, израильское оружие. Однако в результате обострения турецко-израильских отнрошений в военном сотрудничестве двух стран произошел определенный спад.
В свою очередь Россия недавно запретила импорт некоторых турецких товаров, а территориальные разногласия с соседней Сирией привели к возникновению серьезных барьеров в сфере экономического сотрудничества. С другой стороны, в регионе Турция довольно активно действует в поле экспорта продовольстввенных товаров, текстиля, автомобильного производства, стройматериалов. По словам Имамоглы, арабские революции дорого обошлись турецким строительным компаниям, которые развернули широкую деятельность в Тунисе, Египте, Ливии и других странах. То есть проблемы носят политический характер, но сказываются и на экономике.
На вопрос «Hetq»-а, что может импортировать Турция из Армении после открытия границы, Гюльдаг ответил: «Если мы будем знать, что вы производите...» Автор колонки в той же газете Рюштю Бозкурт, кто занимается также бизнесом стеклянной тары, сказал, что был в Армении в 1970-х годах, и ему очень понравился армянский коньяк, который по своим вкусовым качествам имеет большие возможности завоевать внешние рынки. И несмотря на искусственные препятствия, чинимые Турцией импорту армянских товаров, экономист Асаф Саваш Акат считает, что если товар по своему качеству и цене конкурентоспособен, он обязательно будет реализован. А на турецкий рынок товары, по мнению Аката, можно везти под видом украинских товаров по маршруту Армения-Грузия-Украина-Турция.
Но здесь возникает другой вопрос: сможет ли в этом случае армянский хозяйствующий субъект окупить все свои расходы, да еще получить прибыль? С другой стороны, известно, что существует понятие “страна происхождения товара”, что “выдаст” его армянское происхождение. И третье. Трудно поверить в то, что армянские производители, зная о возможности преодоления такими путями турецких барьеров и получении прибыли, не прибегают к этому шагу.
Комментарии (1)
Написать комментарий