HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Армен Аракелян

Властители болота

Когда в “Ереван моле” решили провести так называемую акцию по раздаче почти бесплатных телевизоров и прочей бытовой техники,  которая превратилась в дикую борьбу за желанный трофей, показалось, что это неудачное воплощение креативной маркетинговой идеи.

Но вот на днях почти аналогичную акцию организовал и известный олигарх Самвел Алексанян, который решил по случаю первого дня весны раздать населению по 10 тысяч драмов. В результате возле его дома и складов сложилась такая же ситуация, что и у “Ереван мола”.

Независимо от того, какова истинная цель этих акций, они построены на использовании человеческих инстинктов, унижении человеческого достоинства. Видимо, кто-то решил подогреть общественное ожидание избирательных взяток, одновременно продемонстрировав, до какой катастрофической примитивности дошло общество, как оно плавно превращается из общества в толпу, руководствуясь исключительно стадными инстинктами и соответствующим поведением. 

Параллельно этому процесс перехода на уровень примитивности происходит и в политическом поле. Разница состоит лишь в методологии и инструментарии. Слабая и уязвимая в содержательном плане власть устанавливает совершенно новые, “базарные” правила игры. А поскольку психология практически всех игроков политического поля ничем не отличается от психологии толпы, стоящей в очереди за 10-ю тысячами драмов, то все приспособились к этим правилам, которые опустошили политическую систему, устранив почти все очаги здорового противостояния. Властям удалось не только снять с себя ответственность за сложившуюся ситуацию, но и свести к минимуму общественное и политическое восприятие этого.

На прошлой неделе представители политического большинства в Национальном Собрании с восторгом следили за тем, как обсуждение проекта заявления о кризисе управления превращается в обсуждение вопроса о кризисе оппозиции. Обсуждение развернулось вокруг двух основных идеологических вопросов: 1. оппозиция ничем не отличается от власти, так как имеет такое же мировоззрение и такую же ориентацию, 2. оппозиция постоянно терпит поражение и больше не пользуется доверием общества. И поскольку пока нет добивающейся победы оппозиции, то побеждать всегда будет власть. 

Фактически причиной всех провалов и ошибок стала восприниматься не сама власть, которая и несет основную ответственность за происходящее и имеет достаточно рычагов для изменения ситуации, а оппозиция, которая либо не хочет, либо не может остановить происходящий процесс. Эту неспособность оппозиции власть последовательно использует для легитимизации и оправдания своего нагления. Легитимность и логика действий власти не обсуждаются. Поэтому неудивительно, что не был рассмотрен, скажем, вопрос о том, имел ли президент страны право отдавать распоряжение о лишении депутата мандата за неуважительные пропуски, если эти пропуски были признаны уважительными. А если пропуски действительно были неуважительными, на каком основании спикер Национального Собрания признал их уважительными? Подобные вопросы уже не актуальны, так как не акутально превращать в предметет обсуждения поведение власти, от которой можно ожидать всего только по той причине, что нет альтернативы, которая могла бы заставить ее уйти. 

Депутаты от Республиканской партии не обиделись, когда Никол Пашинян, описывая развал и крах оппозиции, назвал власть “преступной, грубой, коррумпированной, убийцей”. Во время обсуждения проекта заявления о кризисе управления никто из представителей власти не оспорил эту характеристику, поскольку они руководствовались исключительно мыслью о том, что выдвигаемые им обвинения используются для создания грязного портрета оппозиции и что они хотели показать, какая грызня идет в оппозиции только из-за того, что ей не удается избавиться от власти. Ради этой картины большинство депутатов невольно подтвердило реальность сформировавшихся в обществе представлений о них. То есть вполне закономерно, что власть может быть драконом до тех пор, пока кто-нибудь не отрежет этому дракому все головы. Власть фактически руководствуется простой логикой: говорите сколько хотите и что хотите, а мы будем делать то, что хотим. 

Политическая борьба из поля выбора между ценностями или ценностью и антиценностью перешла в поле выбора между антиценностями. Чтобы заглушить исходящее от нее зловоние болота, созданного  синдромами вседозволенности, бессменности и безнаказанности,  власть вместо того, чтобы идти по пути самоочищения, стремится как можно глубже погрузить всю политическую и общественную систему в то же болото, в котором находится сама, чтобы зловоние исходило не только т нее, но и поголовно от всех.  

Логика проста: когда все в грязи, то уже неважно, кто властелин этого болота. Только в этом случае можно в равной степени возложить на всех собственную ответственность, не оставив на арене ни одного чистого элемента, который осмелится сказать, что король голый, и при этом не будет объявлен сумасшедшим.  

Только в этом случае никто не обратит внимание на то обстоятельство, что здоровым силам и личностям, способным осушить болото и очистить воздух от зловония, вход в систему строго воспрещен, а те источники, откуда должна поступать необходимая для очищения территории вода, давно уже отравляются.  

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter