
13-летний голубятник из Ерасха
Марине Мартиросян
Ваге Саруханян
Надпись “Продается”, написанная крупными буквами на синих облупившихся воротах, ввела нас в заблуждение. Мы толкаем ворота, думая, что в доме никого нет. Оказалось, однако, что здесь живет семья единственного в селе Ерасх (Араратская область) голубятника – 13-летнего Саркиса Мурадяна.
“В селе голубей держу только я ”,- говорит Саркис и неожиданно громким свистом начинает зазывать птиц. Затем он приносит миску с зерном. Увидев, что мы с интересом наблюдаем за голубями, мальчик с неподдельной гордостью смотрит в нашу сторону. “У меня сто голубей”,- говорит Саркис.
Пытаясь избежать наших вопросов, он время от времени уходит за кормом, который насыпает в центре двора. Туда сразу же слетаются голуби.
Любовь к голубям передалась к Саркису по наследству от деда и отца. “Голуби очень красивые, к тому же они птицы мира”,- объясняет нам мальчик. Раньше, продолжает он, на голубей делали ставки. Побеждает тот голубь, который летит дольше, выше и красивее всех.
На 100 голубей в месяц требуется один мешок зерна. Своих птиц Саркис иногда продает, но бывают случаи, когда проданный или подаренный голубь возвращается обратно.
У каждого голубя свой отличительный знак, например, кольца на ногах или другие отметины.
“Был у меня желтый голубь. Мы тогда жили ниже линий (имеется в виду железня дорога Ереван-Ерасх-Нахиджеван, которая делит село на две части. – Авт.). 1 апреля я выпустил голубей. Желтый голубь полетел в сторону Нахиджевана, и там его поймали. В этом году на сайте “Одноклассники” я увидел фото моего голубя. Написал по-русски: “Это мой голубь, как он у тебя оказался? Отпусти, пусть вернется обратно”. Мне ответили: “Скажи пароль, отпущу”. Я спросил: “На ногах все пальцы целы?” Мне сообщили, что пальцы отрезаны. Это они сделали, чтобы после того, как я сообщу пароль, заявить, что это не так”,- сказал Саркис.
Три месяца назад он поймал у себя во дворе почтового голубя, которого у него никогда не было. “Голубь летал на высоте самолета, очень высоко. Он был голоден. Я бросил корм, и он вместе со всеми голубями спустился вниз. Клюв у него был длинный и черный, а на хвосте имелось кольцо. Этот голубь прилетел из Нахиджевана”.
13-летний Саркис помогает родителям. Просыпается рано утром, чтобы покормить коров и свиней. Есть и небольшой земельный участок, где они выращивают арбузы.
По словам матери Саркиса Анны Тагворян, арбузов не так много, чтобы можно было продавать.
“Когда в школе начинаются уроки, я помогаю после занятий,- рассказывает Саркис. – Очень люблю математику, армянский язык… Разбираюсь в электричестве, хочу стать автомехаником”.
“Что ты думаешь о своем будущем? Тебе хотелось бы жить в другой стране?” – спрашиваем мальчика. Саркис, который сидит на стуле, начинает ерзать, потом смотрит на голубей и наконец отвечает: “В европейской стране я бы, наверное, не стал жить. Я бы поехал к своему дяде в Россию. Но если даже он будет жить в Арарате, я все равно поеду к нему”.
37-летнего отца Саркиса в селе знают как охотника Арсена. В свое время он занимался охотой. Семья живет в этом доме по найму. На вопрос, где будете жить, если дом продадут, Анна ответила: “Вопрос жилья очень серьезный. Придется переселиться. Нам дали время до сентября, чтобы мы освободили дом”.
Трое детей – Саркис, его сестра и брат – внимательно слушают, что говорить мать. 4-летний Геворк неожиданно признается, что сжег сено для коров. Оказалось, что мальчик говорит правду: в ноябре прошлого года он сжег сено на 500 тысяч драмов. На вопрос, почему он это сделал, Геворк с детской непосредственностью ответил: “Чтобы согреться”.
По словам Анны, в селе нет ни газа, ни дров. Зимой отапливать дом очень сложно. А летом во дворе часто встречаются змеи и скорпионы.
Мурадяны переехали в Ерасх в 2005 г. из города Арарата. Там они жили в отцовском доме Арсена. После того, как дом продали, молодая семья осталась без жилья. Пришлось переехать в Ерасх.
В день нашего прихода супруги были в больнице. “У меня проблемы со здоровьем. Из-за того, что отец умер у меня на руках, я пережила сильный стресс, так как была одна. Геворка назвала в честь своего отца. Когда ребенок родился, врачи сказали, что у него проблемы с дыханием, может не выжить. Но он выжил. Геворк крепкий ребенок”,- говорит Анна.
У них 3 коровы и одна свиноматка, выращивают также арбузы, но денег все равно не хватает. Собственный дом для этой семьи пока несбыточная мечта.
Мурадяны попрощались с нами у ворот. Когда мы уходили, Геворк закричал нам вслед: “В следующий раз если придете, принесите мне велосипед”. Мы улыбнулись.
Фото и видеоматериал Давида Банучяна
Комментарии (3)
Написать комментарий