HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Ваге Саруханян

Армянская формула банкротства

В конце 2015 г. произошло характерное для армянской авиации событие: компания “Эйр Армения” была признана банкротом. Получается, что все крупные армянские авиаперевозчики заканчивают свою деятельность банкротством, хотя “Эйр Армения” намерена оздоровиться. Как и в каких условиях обанкротились “Армянские авиалинии”, “Армавиа” и “Эйр Армения”?

Как известно, в настоящее время в Армении нет пассажирского авиаперевозчика, а грузовые работают за пределами страны. Ну а в нашей стране создалась благоприятная среда для банкротства авиаперевозчиков.

26 марта 2004 г. банкротом была признана государственная компания “Армянские авиалинии”. Через десять лет, в октябре 2014-го, та же участь постигла “Армавиа”. 2 ноября 2015 г. обанкротилась компания “Эйр Армения”. Банкротство каждой из этих компаний было обусловлено отдельными факторами, однако общим для всех является наличие в армянской авиации ряда препятствий, которые в какой-то момент заводят авиаперевозчиков в тупик. С другой стороны, все три компании на сегодняшний день имеют непогашенные долги.

“Армянские авиалинии” были “бельмом на глазу” для многих

После обретения независимости Арменией и до 2003 г. абсолютным лидером в армянском небе было государственное ЗАО “Армянские авиалинии”. Компания, которая до 1997 г. работала с прибылью, при втором президенте РА Роберте Кочаряна вдруг начала стремительно приходить в упадок. По мнению многих специалистов, государственную компанию умышленно вели к развалу, чтобы дать зеленый свет нескольким предпринимтелям, положившим глаз на сферу авиации. С 1998 г. для “ААЛ” начались тяжелые времена.

Занимавший в последние годы пост исполнительного директора авиакомпании Арсен Аветисян (в настоящее время он являеятся гендиректором и одним из собственников компании “Эйр Армения”) в 2004 г. заявил, что причины накопления задолженности на сумму 28 млн долларов были различны: российский дефолт 1998 г., отделение от компании прибыльных и создание взамен убыточных подразделений. Прибыльным, например, был бизнес в сфере питания в самолетах, который вскоре перешел к предпринимателю Гагику Царукяу. К “ААЛ” в качестве филиала присоединили государственное ЗАО “Гюмрийские авиалинии”, которое до этого уже накопило большие долги.

Но были и другие негативные факторы, ставшие реальностью по вине руководителей авиакомпании. Другой вопрос, было ли это сделано по указанию “сверху” или причиной стала собственная бездарность.  

В 1997 г. открылся рейс Ереван-Дели-Ереван-Лондон-Ереван, который выполнял самолет «Ил-86». Однако рейс оказался маловостребованным, из-за чего компания понесла дополнительные убытки. В июле 1998 г. “Армянские авиалинии” арендовали у французской компании Airbus самолет Аirbus A310-222. В нашей стране он эксплуатировался до марта 2002 г., успев, однако, за четыре года нанести достаточный ущерб “ААЛ”. По словам известного авиатора Дмитрия Атбашьяна, эксплуатация самолета сопровождалась многочисленными сбоями, которых не было в гражданскох авиации Армении: разгерметизация самолета во время полета, в результате чего у пассажиров началось кровотечение из ушей, разрушение лобового стекла, опасные неполадки с двигателями.    

A310 под названием “Арарат” во Франкфурте-на-Майне (03.11.2001)

К счастью, благодаря професионализму экипажа человеческих жертв удалось избежать. Интересно, что некоторое время “ААЛ” использовали злополучный самолет и для перевозки руководителей страны.

В 2002-2003 гг., когда компания ускоренными темпами приходила в упадок, начали набирать обороты компании “Армянские международные авиалинии” (учредители Версандик и Грайр Акопяны, Леон Багдасарян, Гагик Царукян) и “Армавиа” (ее акционерами были  компания Михаила Багдасарова “Мика Армения Трейдинг” и совладелица российской авиакомпании “Сибирь” Наталья Филёва). Для первой компаниии приоритетным направлением была Европа, для второй – Россия и Турция. В марте 2003 г. правительство РА выдало “Армавиа” разрешение на выполнение ряда рейсов (в том числе на рейс Ереван-Москва), что стало началом конца “ААЛ”.

Нескончаемые долги “ААЛ”

26 марта 2004 г. судья Экономического суда РА Ованес Манукян на основании заявления государственного ЗАО “Ереванский международный аэропорт “Звартноц” признал “Армянские авиалинии” банкротом. После банкротства программа оздоровления “ААЛ” не была претворена в жизнь, поскольку для покрытия кредитной задолженности предусматривалось продать все имущество компании, за исключением самолета «Ил-86», на котором должны были выполняться полеты Ереван-Москва с целью погашения остальных долгов. Можно сказать, что это стало бы препятствием для сверхвласти “Армавиа”.  

Компания “Армянские авиалинии” имела многочисленные долги как перед государством, так и перед государственными и частными компаниями и перед сотрудниками.

Еще до признания банкротом “ААЛ” передала против долгов значительную часть своего имущества и техники. В частности, в конце 2003 г. “Армянские авиалинии” по решению правительства передали Министерству обороны два самолета Ми-8МТВ.

Вертолет под номером 25480, окрашенный в цвета компании “Арм-Aэро” МО (аэропорт “Эребуни”, 11.03.2012) 

Еще один вертолет “Ми-8” был отчужден администрации президента. Стоимость всего имущества составила 200 млн драмов.

Лабораторное оборудование, находившееся на авиатехнической базе “Армянский авиалиний”, приобрели для новосозданной компании “Эйр Армения” Арсен Аветисян и бывший коммерческий директор “ААЛ” Ваан Арутюнян. 

“ААЛ” по сей день не погасила задолженности перед семьями пяти членов экипажа самолета “ЯК-40”, потерпевшего крушение в Иране в 2001 г., а также перед 30 летчиками, которые стали инвалидами вследствие выполнения своих профессиональных обязанностей. Некоторое время эти долги вместо “ААЛ” погашало государство. 

В 2004 г. правительство приняло решение, по которому задолженности должны были быть погашены за счет аукционной продажи имущества авиакомпании.

На данный момент единственным вариантом является продажа двух земельных участков, покупатель для которых уже много лет не находится. Но даже в случае их продажи вырученная сумма не покроет сумму пособий и пенсий, которые полагаются семьям погибших и инвалидов.

Одиссея превращенного в металлолом “Ил-86”

Ранее в качестве подлежащего продаже имущества “ААЛ” признавался также самолет “Ил-86” (регистрационный номер EK-86117), который уже 12 лет стоит в московском аэропорту “Домодедово”. Арендовавшее самолет ООО “Экспресс Лайн” в 2004 г. доставило его в Москву. Согласно реестру, учредителем “Экпресс Лайн” является Самвел Саркисов, однако по некоторым данным реальный владелец этой компании – бывший депутат Национального Собрания РА Артуш Симонян, который в 1996-2003 гг. работал в “Армянских авиалиниях”.

В небе над Москвой, 1999 г.

По данным газеты “Чоррорд инкнишханутюн” 4 апреля 2004 г. “Ил-86” улетел в Москву. Руководитель уже признанной банкротом компании “ААЛ” Арсен Аветисян в соответствии с заключенным 5 апреля договором передал самолет в аренду компании “Экспресс Лайн” С.Саркисова. Через два дня Саркисов попросил Аветисяна отдать “Ил-86” в аренду российской компании “Aerotrans Airlines”. Аветисян согласился. Но, как оказалось, полет, который должен был быть выполнен 4 апреля, стал для самолета последним. Еще в 2001 г. специалисты “Домодедово” составили акт, в котором было указано, что два из четырех двигателей этого самолета не подлежат эксплуатации. Несмотря на это, «Ил-86» продолжал эксплуатироваться. При этом во время последнего полета лайнер доставил в Москву свыше 360 пассажиров. В 2005 г. гендиректор «Aerotrans Airlines» Андрей Тришин сообщил управляющему в ходе процедуры банкротства “ААЛ” Гранту Гамбаряну, что из-за технической неисправности EK-86117 не эксплуатировался со дня аренды.

В 2005 г. “Ил-86” удалось продать на аукционе за 750.000 долларов. Покупателем стал один из владельцев компании “Армянские международные авиалинии” Версандик Акопян. Таким образом, этот самолет должен был пополнить подвижной состав компании, который состоял из одного Аirbus A320-212 (EK-32001). Но, как в дальнейшем рассказал Грант Гамбарян, покупатель отказался платить, после чего аукцион был признан недействительным. Самолет до сих пор не удается вернуть в Армению. Интересно, что в 2008 г. компания “Экспресс Лайн” была признанана банкротом.

В 2008 г. было возбуждено производство о ликвидации компании, ее деятельность была прекращена. Спустя  4 года, в 2012-ом, процедура банкротства “Экспресс Лайн” была прекращена. Выяснилось, что компания не имеет никаких прав на движимое и недвижимое имущество и  на транспортные средства. В 2012 г. ООО “Экспресс Лайн” было ликвидировано. В результате вся тяжесть возвращения самолета легла на “ААЛ”, а точнее, на государство.

Согласно “ЧИ”, в октябре 2005 г. Андрей Тришин в своем письме предложил управляющему Г.Гамбаряну рассмотреть вопрос продажи самолета на территории РФ, отметив, что его можно продать за 300-500 тыс. долларов. Управляющий уполномочил гендиректора ООО «Авиационные услуги» Арама Кочаряна заняться продажей самолета, однако сделка так и не состоялась.

Уже в сентябре 2006-го арендная плата за стоянку в “Домодедово” составила около 1 млн долларов. Тогда Гамбарян сказал, что для приведения самолета в рабочее состояние потребуется около 2,5 млн долларов. По положению на март 2007 г. аукционная цена EK-86117 составляла 112.880.000 драмов, или около 315.000 доллар по тогдашнему курсу.

Один из последних снимков EK-86117 (13.08.2015)

В декабре 2009 г. Г.Гамбарян в интервью газете “Аравот” сообщил, что по данным проведенной два года назад независимой экспертизы самолет стоит 150 тысяч долларов. В феврале 2013 г. той же газете он сообщил, что самолет “Ил-86” не признают имуществом, это просто ноль. “Мы не можем его вернуть, так как за стоянку накопился огромный долг, и эта сумма намного больше того, что мы можем выручить за продажу самолета после его возвращения”. На вопрос, нет ли опасности, что когда-нибудь “Домодедово” потребует свои деньги, управляющий сказал: “В этом случае банкротство нам очень поможет”.

В сложившейся тупиковой ситуации не исключено, что “Ил-86” станет обыкновенным металлолом, то есть будет разрезан или использован в каком-нибудь эксперименте. В октябре прошлого года такой участи удостоился “близнец” этого самолет – “Ил-86” с регистрационным номером EK-86118.  Этот самолет тоже был выпущен в 1991 г. и первоначально эксплуатировался в Армении “Армянскими авиалиниями”, после чего компанией “Эйр Ван”, а в 2005-2008 гг. летал в составе “Армавиа” под названием “Мика”.

EK-86118 в “Домодедово” (23.09.2005)

Самолет, который с 2008 г. стоял в аэропорту Воронежа, через семь лет, октябре 2015-го, выполнил свою последнюю миссию.  Российское предприятие “Алмаз-Антей” при изучении инцидента с самолетом Boeing 777 компании Malaysia Airlines, который произошел в украинском небе, при проведении эксперимента использовал именно EK-86118 (видеоматериал).

Нынешний управляющий в процедуре банкротства “ААЛ” Гагик Бархударян пытается продать земельные участке в Севане. Оставшийся бесхозным EK-86117, которому уже 25 лет, в качестве металлолома безнадежно стоит в Москве. Точно так же, безнадежно, ждут своих денег семьи погибших и ставших инвалидами летчиков.

Продолжение следует

На главном снимке: EK-86117 в аэропорту “Домодедово” (24.11.2013)

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter