
Что ищет Москва в карабахской войне
Уже третий день официальная Москва в лице министра иностранных дел Сергея Лаврова, министра обороны Сергея Шойгу, председателя Федерального Совета Валентины Матвиенко призывает Ереван и Баку прекратить в двустороннем порядке военные действия на ставшей фронтом линии соприкосновения карабахских и азербайджанских сил.
На второй день возобновившейся локальной войны стало известно, что министр обороны Шойгу и секретарь Совета безопасности Николай Патрушев отбыли в Баку. Какова цель их визита, непонятно. Не исключено, однако, что они отправились в Азербайджан обсудить вопрос установления нового перемирия, либо возможность оганизации при посредничестве Кремля встречи президентов Армении и Азербайджана. Тем временем азербайджанские вооруженные силы использовали против Нагорного Карабаха ТОС-1 – тяжелые огнеметные системы залпового огня, которые приобрели в рамках заключенной с Россией сделки по закупке современной наступательной военной техники на сумму около 5 млрд долларов.
Несмотря на то, что за прошедшие два года российская сторона в ответ на высказанное Ереваном беспокойство по поводу этой сделки уверяло, что контролирует ситуацию и что эти минометные системы не будут задействованы против Армении и Арцаха, сегодня в Москве не звучат ни комментарии, ни какие-либо объяснения по этому поводу.
Вообще в контексте трех дней возобновления войны Россия ведет себя очень странно. Когда в августе 2014 г., после первых широкомасштабных диверсионных нападений азербайджанских сил, произошли первые серьзные армяно-азербайджанские столкновения, президенту РФ Владимиру Путину потребовалось несколько минут, чтобы пригласить президентов Армении и Азербайджана в Сочи для ослабления напряженности на линии соприкосновения и проведения трехсторонних переговоров. После этого ситуация действительности в какой-то степени разрядилась. Однако на этот раз, когда президент Азербайджана Ильхам Алиев официально подтвердил, что они первыми начали наступление, президент РФ не проявил особой спешки. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сегодня заявил, что Путин не проводил телефонных разговоров ни с Ильхамом Алиевым, ни с Сержем Саргсяном. Если в случае с Азербайджаном это можно понять, то в случае с Арменией это совершенно непонятно, учитывая не только наличие двустороннего армяно-российского договора о военно-стратегическом сотрудничестве, но и тот факт, что обе страны являются “союзниками” в рамках ОДКБ.
На состоявшемся в декабре прошлого года саммите ОДКБ Серж Саргсян упрекнул руководителей стран-членов в том, что после предпринятых азербайджанскими вооруженными силами боевых действий и посягательств никто из них не позвонил президенту Армении и не поинтересовался, что происходит вокруг союзнической для них страны. Фактически, это недовольство не возымело никакого действия. Если Путин ограничился тем, что через своего пресс-секретаря выразил обеспокоенность по поводу ситуации в НК, то президент Беларуси, другой союзнической страны-члена ОДКБ, Александр Лукашенко не только имел телефонный разговор с Алиевым, но и заявил о поддержке территориальной целостности Азербайджана.
Стремление сохранять паритет между Арменией и Азербайджаном в контексте ситуации, сложившейся на карабахской границе, околокремлевские подпевалы-политологи объясняют тем, что Нагорный Карабах не входит в границы, подлежащие защите ОДКБ, а армяно-российский двусторонний договор о военном сотрудничестве касается Армении, а не НКР. Между тем подобный подход является и шовинистическим, и завуалированно проазербайджанским. В результате этого Москва фактически считает Нагорный Карабах территорией Азербайджана и уже тем самым оправдывает политику Баку по восстановлению любым способом целостности “своей территории” и признанию Армении агрессором. В таких случаях официальный Ереван должен напоминать России о том, что если НК не находится в гарантированной этой стране и ОДКБ зоне безопасности, то призыв прекратить огонь должен быть адресован не Еревану и Баку, а Степанакерту и Баку. Если же адресатом призыва является Армения, то в таком случае пусть будут добры признать ответственность России и за Армению, и за НК. Потому что стратегическое партнерство в первую очередь означает не только понимание и уважание интересов страны-партнера, но защиту этих интересов. В конце концов, Россия, заключая с Арменией соглашения о двустороннем военном сотрудничестве и основании ОДКБ, не могла не учитывать жизненное значение проблемы НК для Еревана, его интересы здесь. Москва не могла не знать, что Ереван идет на подписание столь долгосрочных и в каком-то смысле унизительных для себя соглашений в первую очередь исходя из рисков, вызванных именно данной проблемой.
Итак, дилемма очень проста: в этой ситуации Россия либо с Арменией, либо против нее. И это не преувеличение, учитывая исходящую от Турции угрозу для нашей страны.
В течение всех трех дней армяно-азербайджанской войны Турция, являясь членом Минской группы ОБСЕ, однозначно и полностью поддержала наступательные действия Азербайджана. 2 апреля президент Турции Эрдоган лично позвонил Алиеву, чтобы поздравить с успешной операцией на линии соприкосновения с НК и позиционным продвижением. А на следующий день министр иностранных дел Турции Чавушоглу сделал чрезвычайно тревожное и для Армении, и тем более для России заявление с мессиджем о том, что османские тюрки не могут не быть рядом с братьями-азербайджанцами. Это не что иное, как признание того, что нынешний процесс перевода нагорно-карабахского конфликта в военную фазу представляется в контексте имперской политики Турции.
Однако ошеломила ответная реакция Москвы на это заявление. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров сегодня заявил, что Россия не видит за возобновлением военных действий в Нагорном Карабахе какую-либо третью силу, в том числе Турцию. Россия даже из пропагандистских соображений не попыталась использовать факт оказания Турцией политической и военной помощи Азербайджану. И это не может не заставить сделать определенные выводы.
Вопрос не только в том, что Россия тем самым оставляет Армению один на один с развернутой турецко-азербайджанской пастью, но и в том, что Россия фактические делает политический реверанс в сторону Турции, демонстрируя свое желание использовать обострившуюся ситуацию и возобновление войны в Нагорном Карабахе для восстановления двусторонних отношений. Логика проста: пряча за агрессией Азербайджана “уши” Турции, Москва хочет дать понять, что для стабилизации ситуации Турция может использовать свое влияние на Азербайджан, а Россия – свое влияние на Армению, что позволит восстановить дипломатические и политические контакты между двумя странами.
Но для чего России нужно рукопожатие с Турцией на кавказском “фронте”? Дело в том, что Москва абсолютно не заинтересована в появлении нового очага войны на Южном Кавказе, в которую ей с какого-то момента придется вовлечься. После Сирии и Украины это может стать для России третьим “котлом”. Москва прекрасно понимает, что в данном вопросе Азербайджан может просто оказать услугу Турции, тем более, что сам заинтересован стать посредником между Анкарой и Москвой. И здесь происходит совпадение интересов всех трех сторон – Турции, Азербайджана и России.
Турция после пощечины от США получает шанс установить с Москвой опосредованные контакты по вопросу НК, Азербайджан путем широкомасштабной агрессии проверяет боеспособность армянских сил и свой потенциал решить проблему НК вооруженным путем, Россия с одной стороны стремится нейтрализовать угрозу развертывания большой региональной войны, с другой – в условиях новых рубежей выступить в роли гаранта мира на армяно-азербайджанской границе, не исключено путем ввода военного контингента в зону конфликта.
Москве не выгодна новая широкомасштабная, кровопролитная армяно-азербайджанская война, поскольку она не хочет терять Азербайджан ни в качестве одного из самых крупных покупателей продукции своего военно-промышленного комплекса, ни в качестве связующего звена в торгово-экономических отношениях с Ираном. А ради этого можно и пожертвовать интересами Армении.
И все же, наряду со всем этим Россия сейчас оказывает Армении, НКР и всему армянскому народу очень важную услугу: она учит не доверять никому, в том числе таким, как она, стратегическим партнерам, и возлагать надежду исключительно на собственные силы и собственную волю. Россия “учит” нас быть реалистами.
Комментарии (10)
Написать комментарий