
На общинные средства члены совета старейшин покупают полиэтиленовую пленку для теплицы, а сотрудники сельской администрации платят проценты по кредиту
Гриша Баласанян
Для того, чтобы перечислить нерешенные проблемы в селе Аракс Армавирской области (бывший Эчмиадзинский район), пальцев на обеих руках не хватит. Ремонт дорог и здания детсада, отсутствие системы оросительной воды, проведение нового водовода и так далее, и так далее. По словам сотрудников администрации села, общинный бюджет маленький, денег на решение всех проблем не хватает. Но при этом каждый год из скудного бюджета выделяют 4 млн драмов на оказание социальной помощи. Часть этих денег получают члены совета старейшин, сотрудники администрации села и их родственники.
Hetq.am уже писал о том, что в общинах часть местного бюджета идет на обслуживание узколичных интересов членов совета старейшин и сотрудников сельской администрации. В этом году члены совета старейшин Минас Ханоян, Роберт Татоян, жена и брат члена совета старейшин Армена Айдиняна, родственница члена совета старейшин Шираза Асатряна, сестра руководителя аппарата Кнкуш Даниелян и другие получили по 100 тысяч драмов в качестве социальной помощи.
Аналогичная картина наблюдалась и в предыдущие годы. Староста Аракса отсутствовал, а его заместитель Манушак Мхитарян сказала, что работает недавно и о многом пока не знает. В связи с этим она предложила адресовать интересующие нас вопросы директору Дома культуры Левону Галстяну.
Мы так и сделали. Левон Галстян, касаясь решений совета старейшин, отметил, что Минас Ханоян, которому периодически оказывается социальная помощь, крайне беден, живет в ветхом доме, а Татоян – инвалид, имеющий серьезные проблемы с позвоночником и перенесший уже третью операцию. “Член совета старейшин не получает зарплату, он тоже может быть беден”,- отметил Левон Галстян. На вопрос, почему социальную помощь получил его отец, директор Дома культуры не смог ответить и предложил спросить об этом своего отца.
По словам заместителя главы сельской администрации Манушак Мхитарян, решениями совета старейшин 2016 г. социальная помощь была выделена в основном владельцам теплиц, которые пострадали от выпавшего зимой обильного снега. Это, в частности, брат члена совета старейшин Армена Айдиняна Ашот Айдинян, его сестра Мери Айдинян. На наш вопрос: “Армен Айдинян считается необеспеченным?” – Манушак Мхитарян ответила: “Я бы не сказала, что он необеспечен. О других ничего сказать не могу, но на этот раз деньги были выделены для теплиц”. Мы поинтересовались: пострадали только теплицы указанных лиц или других жителей села тоже? Оказалось, что пострадали и другие. Но при этом, по словам Левона Галстяна, помощь получили те, кто представил соответствующее заявление.
Галстян также пояснил, почему в качестве помощи была выделена крупная сумма: “Эти деньги мы раздали для того, чтобы они устранили последствия понесенного ими ущерба”.
Отметим, что Армен Айдинян и его брат Ашот Айдинян имеют в селе крупные теплицы и не подпадают под категорию лиц, которым полагается социальная помощь. Мало того, в 2014 г. Армен Айдинян купил выставленный на торги земельный участок в селе площадью 8562 кв.м. Еще 1176 кв.м земли он приобрел в 2015 году. Участок площадью 539 кв.м купил на аукционе и другой член совета старейшин – Геворк Григорян, который тоже в этом году получил 100 тысяч драмов в качестве помощи. Григорян – тренер спортивного кружка, действующего при сельской школе.
Мы встретились с членом совета старейшина Минасом Ханояном, который периодически получает от местных властей социальную помощь. Его семья действительно живет в жестяном вагончике, однако семей, живущих в таких условиях, в селе Аракс много, но они никогда не получали помощь. Более того, на приусадебном участке Ханояна имелось тепличное хозяйство. Член совета старейшин пояснил, что в этом году он получил 100 тысяч драмов на покупку полиэтиленовой пленки для своей теплицы, что он и сделал.
Минас Ханоян сперва не мог вспомнить, чтобы социальную помощь, кроме него, получили и другие члены совета старейшин. Сказал, что в декабре была выписана сумма в размере 200 тысяч драмов, которую поделили между семью членами совета старейшин “для празднования Нового года”. Когда же мы назвали имена получивших деньги членов совета старейшин и сотрудников общинной администрации и их родственников, Минас Ханоян очень удивился. А спустя несколько минут начал постепенно “вспоминать”: “Члену совета старейшин Роберту Татояну помощь выделили для того, чтобы он купил запчасти для трактора, с помощью которого в селе убирают мусор. Родители Мери Геворкян инвалиды, мы им каждый раз выдаем социальную помощь”,- сказал М.Ханоян. Отметим, что водителем-механизатором в селе работает Жирайр Татоян, сын члена совета старейшин Роберта Татояна.
По словам Ханояна, деньги, которые были оформлены на членов совета старейшин и их родственников, пошли на решение проблем села. А отцу директора Дома культуры Левона Галстяна, Микаелу Галстяну, выделили 150 тысяч драмов для того, чтобы он заплатил проценты по кредиту.
Заместитель старосты Аракса Манушак Мхитарян сообщила, что 90-95% местных жителей имеют кредиты, причем в нескольких банках. Однако в вопросе оплаты процентов по кредиту совет старейшин почему-то решил помочь именно отцу сотрудника сельской администрации. Кроме того, и Манушак Мхитарян, и Левон Галстян отметили, что те члены совета старейшин и их родственники, которым была выделена социальную помощь для восстановления поврежденных теплиц, не являются нуждающимися.
Мы попросили показать представленные местными жителями заявления об оказании помощи. Нас в основном интересовали заявления членов совета старейшин и сотрудников местной администрации. Однако эти заявления нам не предоставили, сославшись на то, что человек, возможно, просил денег на операцию, администрация удовлетворила эту просьбу, а вот журналистам необязательно знать об этом.
Кроме выделения социальной помощи совет старейшин и общинная администрация выплачивали сотрудникам администрации также премии. Так, староста общины Авак Микаелян в 2015 г. несколько раз получал по 175.000 драмов, уже бывший заместитель старосты Размик Тоноян получал 158-170 тысяч, 120 тысяч получила секретарь администрации Кнкуш Даниелян, 56-90 тысяч – директор Дома культуры Левон Галстян и т.д.
В 2015 г. отдельным решением 443.000 драмов было выделено Размику Тонояну и начальнику местного почтового отделения “Айпоста” за доборосовестную работу. От 90 до 145 тысяч драмов несколько раз получали вышеуказанные сотрудники общинной администрации. Это происходило и в предыдущие годы.
Минаса Ханояна очень удивило наше сообщение о том, что они наградили сотрудников сельской администрации. “Размик Тоноян много чего натворил. В документации невозможно было разобраться. Пришлось вызывать восемь бухгалтеров, которым с трудом удалось привести в порядок бумаги”,- сказал Ханоян, поставивший свою подпись под решениями о награждении.
Директор Дома культуры Левон Галстян, регулярно получавший денежные премии, на вопрос, за что ему выплачивали эти суммы, ответил: за хорошую работу.
Отметим, что Дом культуры в Араксе практически не действует. Здание находится в плачевном состоянии и нуждается в капитальном ремонте. Кружки здесь не действуют. Несмотря на это, директор периодически получал денежное поощрение за “добросовестную работу”.
Когда мы беседовали с сотрудниками сельской администрации, в помещение вошел Сурен Галстян, который до 2012 г. был заместителем старосты, а сейчас занимается земледелием. Он очень удивился тому, что журналистов заинтересовали решения совета старейшин. “Ваше дело – заниматься журналистикой, а не решениями совета старейшин”,- заявил Галстян, так и не усмотрев связь между решениями совета старейшин и нерешенными проблемами общины.
Наш собеседник сообщил, что каждый год 300-400 человек уезжают из Аракса на заработки, многие едут с семьями.
По словам С.Галстяна, после 1996 г. в селе начала проявляться нехватка воды, нет специального зала для торжеств и траурных церемоний. Кроме того, село, имеющее 9-километровую границу с Турцией, не газифицировано.
В свою очередь Левон Галстян отметил, что в этом году планируется установить трансформаторы, чтобы можно было орошать 600 га земли с помощью насосов.
Местные власти пытались также возобновить работу детского сада, но из-за отсутствия средств решить этот вопрос не удалось.
Фото: Нарек Алексанян
Написать комментарий