HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Кнар Бабаян

​Из Москвы в Карвачар: жители Тсара

В 20 километрах от Карвачара можно увидеть щит с названием села Тсар и указывающей вверх стрелкой. Серпантин незаасфальтированной дороги, казалось, уходит в небо. УАЗик Армена едет в гору. После очередного поворота понимаешь, что одно неверное движение – и машина может оказаться в пропасти. Село Тсар находится на высоте 2100 метров от уровня моря. Преодолев два километра, мы оказались на равнине, где там и тут были разбросаны дома. Армен остановил машину у одного из домов и передал соседу несколько пачек сигарет. “Интернет в селе есть, а магазина нет. Ближайшая цивилизация находится в 20 километрах”,- сказал Армен. Глядя на этого среднего роста, с мозолистыми руками молодого мужчину, не скажешь, что по специальности он переводчик с французского.

“Я родился и вырос в Москве. Лет восемь назад решил переехать из города в деревню. Приезд в Армению или Карабах не был обязательным условием. Но получилось так, что я оказался в Арцахе, познакомился здесь с людьми…” – рассказывает Армен Алваров. Единственный, кто связывает его с Карабахом, - это брат деда со стороны отца, который еще в советские годы переехал из Баку в Степанакерт. Каро Алваров стал одним из основателей Степанакертского государственного драматического театра имени В.Папазяна.

Армен с юмором рассказал о том, как один из местных священников, узнав о его родственной связи с Каро Алваряном, сказал: “Он был разбойником, разрушил церковь, а на ее месте построил театр”. Армен уверен, что его родственник вряд ли имел полномочие на принятие такого важного решения. Так после долгих поисков Армен Алваров вместе с женой Светланой обосновался в самом высокогорном селе Шаумянского района – Тсаре.

“Первое, что мы увидели, это ужасно грязный город Варденис и Карвачар с разрушенными домами. Правда, в последние годы в Карвачаре многое изменилось, разрушенные дома уже не бросаются в глаза. Наряду с этим могу сказать, что здешние села имеют больше преимуществ перед российскими. В частности, на освобожденных территориях заниматься сельским хозяйством в каком-то смысле легче. Здесь и климат мягче, и люди более доброжелательные. Одно могу сказать однозначно: если не любить сельскую жизнь, долго здесь не протянешь”,- сказал Армен.

Сегодня в Тсаре живут 50 человек. Есть школа, которая, по словам нашего собеседника, кормит половину деревни. Поблизости строят ГЭС, часть людей работает там. В ближайшее время начнут разрабатывать месторождение, которое также создаст рабочие места и станет для сельчан источником постоянного дохода. Для занятия сельским хозяйством имеются благоприятные условия. В отличие от ряда других сел здесь нет проблемы оросительной воды. Армен недоумевает, почему зарубежные армяне до сих пор не заселили Арцах. Говорит, что по меньшей мере для молодежи это должно быть интересно по всем параметрам. “Перед тобой открывается ряд возможностей для работы и созидания. Я не верю в сказки о том, что кто-то обязательно должен помешать. Возможно, если у вас будет 10 млн долларов или конфликт с местной властью… Но я не знаю ни одного случая, чтобы кто-то помешал заработать несколько десятков миллионов”,- отметил Армен, добавив, что если человек хочет заниматься сельским хозяйством, то ему помогают все – от руководителя администрации до соседа. Жизнь в Тсаре имеет свои трудности: дороги труднопроходимы, а зимой село вообще оказывается в блокаде.

Самым большим же преимуществом Тсара является то, что здесь, на высоте 2100 метров над уровнем моря, можно дышать полной грудью, уверяет Армен. Мы с ним курили во дворе, когда к нам подошла его жена Светлана и пригласила на чай. Видя, что муж дает интервью, Светлана пошутила: “У нас в доме Армен по связям с общественностью, а я чищу хлев и пригоняю овец с пастбища”. Светлана преподавала английский язык в одной из московских гимназий. Но, живя в мегаполисе, она мечтала о сельской жизни. “Мы еще не были женаты, когда я говорила маме: хоть бы мы жили в деревне, топили дровяную печку, грелись рядом с ней... А сегодня я мечтаю иметь в доме обычный водопроводный кран и стиральную машину”. Уже восемь лет Алваровы не могут достроить дом, в котором живут. Несколько лет назад они пекли хлеб для работников ГЭС. Сегодня Светлана работает учительницей в сельской школе, а Армен – рабочим на стройке.

“Я, которая ни разу в жизни не пекла хлеб, выпекала в день около 100 полукилограммовых хлебов. Потом поблизости открылась пекарня, и мы не выдержали конкуренции”,- с улыбкой рассказывает Светлана, как бы радуясь тому, что не надо уже каждый день печь хлеб.

Долго беседовать со Светланой нам не удалось, она спешила. Надо было до наступления темноты пригнать домой овец. 4-летняя Анна, которая сперва с большим энтузиазмом бежала за матерью, на полпути “сдалась”. Она “оседлала” свою деревянную лошадку – прут и вернулась домой покормить новорожденного ягненка. Анна пока не придумала для него имя.

P.S. Армен сказал, что когда дочери надо будет идти в школу, они, возможно, переедут в одно из сел рядом со Степанакертом, а в Тсаре будут  продолжать заниматься сельским хозяйством.

Фото: Кнар Бабаян и Арминэ Ванян

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter