
Кризис в опере, или еще один шаг в сторону декультуризации страны
«Чтоб вам не оторвало рук, не трожьте ОПЕРУ руками». Именно эту, перефразированную фразу Андрея Вознесенского, хотелось бы поставить в центр небольшой реплики по поводу событий происходящих в нашем театре оперы и балета…
Столичный театр встал, отменяя один за другим объявленные спектакли из скромного, даже по меркам провинциальной глубинки, репертуара… Понеслась весть, что спектакли срываются по причине неожиданного увольнения заместителей и.о. директора оперы и стремительная замена опытных профессионалов неизвестными в музыкальной среде личностями с не самой лучшей репутацией.
Однако было ли это спонтанным непродуманным решением или новым этапом реализации некой программы «декультуризации» главного театра республики. Декультуризации – если под культурой понимать не сумму массово-развлекательных программ, а сохранение и создание нового патримониального наследия страны.
Первой ласточкой этого процесса, еще в 90-ые, стал въезд в здание оперы загадочной дискотеки. Отсутствие же должного финансирования открыло двери театра арендаторам под сомнительные мероприятия далекие от оперного и балетного искусства. Возникающие, время от времени, разговоры о рентабельности оперного театра лишь усиливали поток вертящий жернова мельницы перемалывающей остатки традиционного престижа музыкально-театрального искусства Армении. Уж слишком неправдоподобно, что на фоне столь щедрого финансирования разного рода и масштаба музыкальных фестивалей у руководства республики из года в год не хватало ресурсов на должное дотирование Национального академического театра, чтосказалось на сжатии репертуара и не раз искусственно вызывало кризисные ситуации. Очередной кризис несколько лет назад привел в директорский кабинет бывшего руководителя русского культурного клуба в Египте, с легкостью победившего в конкурсе видных музыкантов страны. Возможно, именно ему предстояло сделать решающий шаг в реализации плана превращения «оперного» в культурно-развлекательный «объект» - как мы любим называть коммерческие и культурные заведения. Однако у него не получилось, то ли коллектив мешал, то ли присутствие в Армении Гегама Григоряна, вхожего в кабинеты высшей власти республики, и ценной жизни защищавшего традиции и престиж оперного и балетного искусства Армении.
Одним словом, до прихода милого улыбчивого министра культуры, никто не рискнул озвучить программусогласно которой театр должен стать местом семейного отдыха и проведения досуга в приятной атмосфереобщения за бокалом шампанского. Наивно думать, что эта программа родилась в министерстве культуры, а не пришла откуда-то сверху, тем более, что по заверению самого господина Амирянамодернизация будет проведена под патронажем государства.
Неожиданным сторонником,неприемлемой с точки зрения престижа армянской культуры, модернизации стал приглашенный на должность художественного руководителя, по совместительству и.о. директора театра талантливый музыкант, не менее обаятельный чем министр, Константин Орбелян младший и тут репертуар Национального Академического театра оперы и балета заиграл блесками галла концертов, программ эстрадной и джазовой музыки.
Именно в этом контексте изменение кадрового состава руководства театра видится никак ненеожиданным, а вполне запрограммированным шагом в реализации грядущих перемен. Думаю, именно так и воспринял новость об увольнениях коллектив театра идя на крайнюю меру защиты «оперы», стараясь донести свой голос до общественности и руководства республики.
Но почему же в форме срыва спектаклей? Академический театр объединяет лучших артистов республики певцов, танцоров, музыкантов- инструментистов, самоотверженно посвятивших свою жизнь театру и искусству. Так почему же не им решать вопросы перспективного развития оперы и балета в стране? Почему не им выбирать руководство театра? Перечень вопросов мог бы занять множество страниц…. Однако ограничусь лишь советом министру и тем, кто повыше: «Чтоб вам не оторвало рук, не трожьте ОПЕРУ руками».
Рубен Тертерян
Комментарии (1)
Написать комментарий