HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Лиана Саядян

“За Германию, в которой нам всем хорошо жить” или за “Альтернативу” – Германию без беженцев?

В воскресенье, 24 сентября, граждане Германии будут выбирать новый парламент. Та политическая сила, которая составит абсолютное большинство в Бундестаге, выберет канцлера на предстоящие четыре года. Ангела Меркель, возглавляющая Германию уже 12 лет, выразила желание и готовность взять на себя эту ответственность в четвертый раз.

Социологические опросы, на которых основываются германские политические силы и СМИ, показали, что за неделю до выборов сориентированы 46% (61 млн) избирателей, 28,5% не примут участия в выборах с мотивировкой “не имеет смысла”. 

Возможный сюрприз правых популистов, или ультранационалистов  

В Германии зарегистрировано 48 партий, 42 из которых примут участие в выборах в Бундестаг. Однако, по мнению социологов, возможность быть представленными в Бундестаге имеют шесть партий: возглавляемый Меркель блок Христианско-демократического союза и Христианско-социального союза (ХДС/ХСС), Социал-демократический союз во главе с Мартином Шульцем, Партия правых, Партия зеленых, партия “Свободные демократы” и партия “Альтернатива для Германии”.

По прогнозам политических журналистов выборы пройдут без потрясений. Большинство не сомневается в том, что Ангела Меркель, которую здесь называют “автоканцлер” за то, что ее лоббинг осуществляют гиганты автомобильной промышленности - BMW, Daimler Chrysler и другие компании, будет переизбрана. Проводящие соцопросы институты накануне выборов прогнозируют 35% голосов. Главная интрига в том, какие политические силы образуют коалицию и какое место займет в Бундестаге правопопулистская партия “Альтернатива для Германии”. Она была основана в 2013 году и проводит впечатляющую  предвыборную кампанию (11% по последним соцопросам), опираясь на поддержку населения бедных регионов страны. Эта политическая сила выступает против политики Меркель по приему Германией беженцев и использует обеспокоенность бедного населения тем, что оказываемое им и без того недостаточное государственное содействие в случае приема беженцев будет сокращено.  

Журналисты и эксперты с “ужасом” говорят о возможной победе этой крайне националистической силы и ее представленности в Бундестаге. Они боятся возможного повторения примеров Венгрии и Польши, где к власти демократическим путем пришли политические силы, склонные к установлению диктатуры. Немцы помнят и ужасы социал-национализма Гитлера. Вот что сказал соучредитель сайта  Change.org Грег Хакмак: “Впервые после 1945 года в Бундестаг, по всей видимости, пройдут ультраправые, что вызывает серьезную тревогу”. На прошлой неделе на этом сайте была размещена петиция с призывом запретить деятельность партии “Альтернатива для Германии”.  

По мнению Хакмака, в Германии классовая борьба переросла в борьбу расовую, как во времена Гитлера. Разрыв между богатыми и бедными увеличивается. Люди недовольны, но не понимают, почему зачастую легче переложить вину на иностранцев, чем выйти на улицу и потребовать повышения зарплаты.

Несмотря на эти опасения, немецкие журналисты и специалисты по избирательной системе уверены, что созданная в их стране демократическая система сработает. “Мы однозначно доверяем нашей избирательной и судебной системам”,- говорит имеющая многолетний опыт наблюдательской миссии в ОБСЕ Петра Борнхофт.

“В нашей стране действует демократия, и избирается тот, кому люди отдают свои голоса”,- уверена главный редактор берлинской студии радио “Дойче Велле” (“Немецкая волна”) Дагмар Анхель.

Что предлагают политические силы немецкому избирателю

Главной темой предвыборной кампании была миграционная политика. Блок ХДС/ХСС Ангелы Меркель и ее потенциальные партнеры по коалиции выступают за прием беженцев и предоставление им возможности воссоединения с семьями, в то время как националисты, или популисты, против этого.

Христианские демократы проводили свою предвыборную кампанию под лозунгом “За Германию, в которой нам всем хорошо жить”. Основными целями этой политической силы являются помощь семьям, особенно многодетным, укрепление безопасности и общественного порядка. Блок ХДС/ХСС Ангелы Меркель выступает с позиций защиты традиционных ценностей, хотя многие члены этого блока в Бундестаге голосовали в пользу легализации однополых браков.

Возглавляемые Мартином Шульцем социал-демократы участвуют в выборах под лозунгом “Больше социальной справедливости во всех сферах – от образования до налоговой системы”. Они планируют ввести для богатых 3-процентный налог на роскошь.

Свободная демократическая партия, которая на предыдущих выборах  впервые не прошла в Бундестаг, на этот раз имеет реальные шансы. Однако еще неизвестно, получит СДП достаточное количество мандатов для образования коалиции с партией Меркель или потребуется “пригласить” туда Партию зеленых. 

Сложная избирательная система

Избирательная система Германии довольно сложная. Она предусматривает как мажоритарную систему (первичный голос), так и пропорциональную (вторичный голос). В левом углу избирательного бюллетеня указываются  фамилии представляющих политические партии или независимых кандидатов-мажоритарников, в правом углу – названия партий. Избиратель может проголосовать за одну партию и за одного кандидата-мажоритарника от любой  партии.

В Армении эта система была внедрена Избирательным кодексом, принятым после осуществления конституционных изменений. Однако в отличие от германской избирательной системы у нас голос, поданный за кандидата-мажоритарника, механически переходит к партии.

Число кандидатов здесь также четко не определено. Минимальное число 598, однако с учетом полученных партиями голосов оно может увеличиться в результате уравнивания мандатов.

В уже уходящем Бундестаге был 631 депутат. В постсоветских странах, где действовала усовершенствованная система махинаций и мошенничества, процесс подсчета голосов в Германии представляется весьма необычным. Здесь этим занимаются заранее зарегистрированные волонтеры, которые получают за эту работу символическую сумму – 30 евро. Если нужное число волонтеров не обеспечивается, то их состав пополняют представители местных властей, которые тоже получают символическую плату – 50 евро. При подсчете голосов может присутствовать любой человек, этот процесс открыт для всех.

“Люди здесь априори верят, что демократическая система работает правильно, честно, и если что-то  произойдет, то всегда есть возможность для пересчета голосов”,- отметила журналист общественной телекомпании ARD Кристина Нагл.

Предвыборный лоббинг

Пожертвования в предвыборные фонды баллотирующихся в Бундестаг партий могут передавать как частные лица, так и большие и маленькие компании. Германское общество волнует вопрос финансирования предвыборных фондов. Профессор Лейпцигского университета Марсель Макил считает это лоббингом. Ангела Меркель, например, потратила на предвыборную кампанию 20 млн евро. 20% этой суммы обеспечили автомобильные компании. Значительные пожертвования в фонд Меркель осуществили крупные немецкие банки – “Дойче банк”, “Коммерцбанк” и другие. Те же компании перечислили пожертвования в фонды и других участвующих в выборах политических сил, тем самым обеспечив лояльность к себе со стороны любой политической силы, которая будет избрана.

Так, деньги Партии зеленых пожертвовали компании как автомобильной, так и металлургической промышленности. Предвыборные расходы прошедших в Бундестаг партий возмещает государство, выделяя 70 центов за каждый голос. 

Предвыборная агитация в Германии начинается за шесть недель до выборов и длится вплоть до дня голосования. Агитаторы партий на улицах, на станциях и в поездах метро вместе с предвыборными программами раздают избирателям цветы и сладости.

СМИ не отражают реальные настроения в обществе

В Германии очень развиты общественные средства массовой информации – общественно-правовые телерадиокомпании, которые финансируются гражданами. Каждая семья платит за общественные СМИ 17,5 евро в месяц. Деньги перечисляются не в госбюджет, а непосредственно на счет совета общественной телерадиокомпании, которая и распределяет их между одним общегосударственным и одиннадцатью региональными каналами.

Несмотря на общественные дебаты о том, почему нужно обязывать людей платить, если они не смотрят и даже не имеют телевизор, немцы гордятся своей системой общественного телевещания, которая дает возможность иметь независимое от властей вещание. Годовой бюджет общественного телевещателя, ARD, под крышей которого работают свыше десятка телерадиоканалов, составляет 5,6 миллиард евро. Предвыборная агитация в этих СМИ проходит неинтересно, так как приходится создавать равные возможности для всех политических сил. Примечательной стороной освещения предвыборной кампании этими СМИ является каждодневная публикация свежих результатов соцопросов и проведение exit poll по заказу ARD в день голосования. Бывший руководитель берлинской студии общественного телевещателя Герд Депенброк заверил, что результаты exit poll в точности совпадают с результатами голосования.

Несмотря на общественные дебаты о том, почему нужно обязывать людей платить, если они не смотрят и даже не имеют телевизор, немцы гордятся своей системой общественного телевещания, которая дает возможность иметь независимое от властей вещание. Годовой бюджет общественного телевещателя, ARD, под крышей которого работают свыше десятка телерадиоканалов, составляет 5,6 миллиард евро. Предвыборная агитация в этих СМИ проходит неинтересно, так как приходится создавать равные возможности для всех политических сил. Примечательной стороной освещения предвыборной кампании этими СМИ является каждодневная публикация свежих результатов соцопросов и проведение exit poll по заказу ARD в день голосования. Бывший руководитель берлинской студии общественного телевещателя Герд Депенброк заверил, что результаты exit poll в точности совпадают с результатами голосования.

В отличие от общественных СМИ утверждать о независимости частных средств массовой информации довольно трудно. Теоретики и  исследователи немецких медиа сигнализируют о тесных связях политических журналистов с политической элитой. По мнению профессора Марселя Макиля, журналисты, освещающие политические темы, оторваны от германской действительности и не отражают мнгообразие общества. Они принадлежат к право- и леволиберальным интеллектуальным кругам общества, реальность которых отличается от реальности рядовых немцев.

Вследствие сближения с либеральными кругами эти журналисты избегают освещения агитации других политических сил. Так, в начале предвыборной кампании правопопулистскую партию “Альтернатива для Германии” не приглашали на телепередачи и интервью, что дало повод для выражения недовольства этой политичческой силой и ее единомышленниками.

С точкой зрения Марселя Макиля согласен другой профессор Лейпцигского университета, исследователь Уве Крюгер: “Журналисты являются в основном представителями капиталистического либерального класса. Это, возможно, неплохо, если они готовы освещать события с точки зрения перспективы других общественных слоев”.

В 2013 г. Уве Крюгер опубликовал скандальное исследование о связях политических журналистов с политиками, партиями и ассоциируемыми с ними военно-политическими фондами. В результате этого исследования редакторы двух газет инициировали судебный процесс по обвинению в унижении достоинства против телекомпании ZDF, подготовившей сатирическую передачу на основе исследования Крюгера. Однако Федеральный суд Германии посчитал, что телекомпания была права.

Политическая коррупция в Германии

В Германии возможна политическая, или так называемая парламентская, коррупция. В 2014 г. здесь был принят закон об отмене неприкосновенности депутатов Бундестага, и сейчас их можно привлекать к уголовной ответственности. 

После недавней публикации Центра исследования коррупции и организованной преступности (OCCRP) о мошеннической схеме по отмыванию денег Азербайджаном стало известно о причастности к этому германского политика, члена ПАСЕ, близкого соратника Ангелы Меркель Карин Штренц, которая участвует в завтрашних выборах в качестве кандидата. Германские журналисты уверяют, что этим делом займутся правоохранители.

В 2010 г. закон запретил депутатам приобретать предметы роскоши за счет налогоплательщиков. Этот закон был принят после того, как благодаря полученной в судебном порядке информации журналисты выяснили, что депутаты неэффективно тратят деньги налогоплательщиков, покупая предметы роскоши (например, серебряную ручку за 500 евро), организуя угощения.

Соучредитель сайта Change.org Грег Хакман утверждает, что в Германии голос избирателя имеет решающее значение, поэтому политики не могут его игнорировать. 

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter