HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Гагик Агбалян

Одиссея возвращения в Ереван созданной в Венеции работы Ерванда Кочара

В одном из залов дома-музея выдающегося армянского скульптора Ерванда Кочара можно увидеть видеопроекции – Венеция, Рим, Ереван… А в конце зала находится загадочный скульптурный портрет, напоминающий изображение египетского фараона.

Это гипсовая голова проживавшего в Италии армянина Жоржа Закаряна, которую Кочар создал в 22 года, когда только начал серьезно интересоваться скульптурой.

В 1922 г. Ерванд Кочар отправился в Европу, чтобы глубже изучить европейское искусство. В Венеции он жил на острове Святого Лазаря, под покровительством католического аббатства мхитаристов. Здесь же он создал свои первые работы – скульптурные портреты Аветика Исаакяна, кардинала Венеции Лафонтена, Жоржа Закаряна и священника аббатства мхитаристов отца Кюрегяна.

Жорж Закарян был другом Ерванда Кочаряна и в те же годы учился в Италии. В дальнейшем Жорж работал в одном из ведущих банков Италии – “Риме”, где до 1964 г. занимал должность замдиректора головного офиса. После Второй мировой войны Жорж Закарян возглавил также офис ENDSI, который занимался доставкой гуманитарной помощи из США и других стран народу Италии. Он помогал и обучавшимся в Италии армянским студентам.

О местонахождение скульптурного портрета Жоржа Закаряна в Армении долгое время не знали. Меже тем он хранился у сына Жоржа, Паоло Закаряна. Последний совсем недавно, во время торжественной церемонии, организованной посольством Армении в Италии, подарил эту работу дому-музею Ерванда Кочара.

Вот как невестка скульптора Лала Кочар рассказывает историю обнаружения этого произведения:

“Музей был только создан, когда я начала работать с архивом Кочара. И нашла небольшую фотографию, о которой не имела представления, не знала, это работа Мастера или просто понравившеемся ему произведение. Прошли годы. Как-то в музей пришел человек, который сказал, что у него есть фотография, имеющая отношение к Кочару. Мы приобрели эту фотографию. Этот человек вырвал две страницы из фотоальбома Кочара. По его словам, они были очень близки и не раз встречались в Венеции.

В 1999 г. я обнаружила в Национальном архиве Армении статью с фотографией скульптурного портрета, под которой стояла надпись: “Жорж Закарян. Работа Ерванда Кочара”. Просмотрев письма Кочара венецианского периода, я нашла фамилию Закарян. Аветик Исаакян тоже часто писал Кочару, что Жоржик передает ему привет.

Опять прошли годы. Как-то я присутствовала при разговоре, во время которого один из собеседников поинтересовался у члена аббатства мхитаристов, были ли армяне, которые оказывали содействие аббатству. Священник назвал имя Жоржа Закаряна. Я попросила жившую в Италии свою подругу найти кого-нибудь по фамилии Закарян. Она нашла адрес, мы отправили письмо и получили ответ от сына Жоржа Закаряна Паоло Закаряна. После непродолжительной переписки я попросила его передать скульптурный портрет дому-музею Кочара. Паоло ответил, что не готов к этому. Однако в 2015 г. мы получили письмо, в котором Паоло Закарян писал, что ему уже 84 года, и он считает, что место этой работы в музее и что он готов ее подарить”.

Волею судьбы произведения выдающегося скульптора Ерванда Кочара находятся во многих городах и музеях мира, в частных коллекциях. Скульптурный портрет Жоржа Закаряна – первый и единственный за последние десять лет экспонат, который был передан в дар музею.

Режиссер Грант Варданян, говоря о возвращении скульптурного портрета Жоржа Закарян, сказал, что очень скоро наши сокровища вернутся в Ереван. “Наши сокровища должны вернуться в Ереван и демонстрироваться на родине. Сколько работ оставили за пределами родины наши выдающиеся художники…”- добавил режиссер.  

В свою очередь проживающий в Италии скульптор Виген Аветисян считает, что возвращение музею созданной в Венеции работы означает ее возрождение: “Мы вернули сокровище, которое могло остаться частной собственностью, могло стоять на чьем-то письменном столе. Кочар сам бы хотел, чтобы этот скульптурный портрет остался в Ереване”.

А поэт и переводчик Акоп Мовсес отметил, что передача скульптурной работы в дар дому-музею Кочара свидетельствует об интеллигентности и благородстве Паоло Закаряна.

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter