
Авиация в Карабахе
Дмитрий Атбашьян
24 сентября 2009 г, во второй половине дня, неожиданно Д. Атбашьяна пригласили зайти в ереванский городской офис “Mika Limited”, которой, как и “Армавиа”, владел М. Багдасаров – близкий к руководству Армении и Нагорного Карабаха, процветающий бизнесмен.
Здесь, в его обширном кабинете, собрался практически весь “истеблишмент” Нагорно-Карабахской Республики, во главе с ее Президентом - Бако Саакяном: руководство и члены правительства, парламента, министры, депутаты, верховный суд, генеральный прокурор и другие - всего около 40 человек в официальных костюмах.
Бако Саакян, в лестных выражениях, представил Д. Атбашьяна присутствующим, обрисовал важность создания для экономического и социального развития НКР собственной гражданской авиации, как отрасли ее экономики, заявил о твердой решимости сделать в этом направлении все необходимое, на высоком профессиональном уровне и предложил Д. Атбашьяну возглавить эту работу.
Тот поблагодарил за сказанное и за сделанное предложение, но ответил, что согласится с ним на 4-х условиях, вызвавших заметную настороженность зала:
“-Никакой коррупции;
- он не должен подчиняться никому, кто понимает в авиации меньше него самого;
- кадры своих подчиненных он будет подбирать сам и никто в его кадровую политику и практику не будет вмешиваться;
- никаких интриг вокруг него. Либо имеется к нему доверие, либо нет...”
По каждому из этих условий, он получил одобрение присутствующих и обещания их соблюдения, после чего дал согласие.
Забегая вперед, можно констатировать, что эти принципы, со стороны руководства НКР, неукоснительно соблюдались на протяжении всех 6 лет его работы в НКР…
А пока, Д. Атбашьяна охватили противоречивые чувства. С одной стороны, он был рад вернуться к своей авиации и стать ей полезным. С другой стороны, еще с советских времен, он привык относиться ко всем властям с недоверием.
Но может быть, Карабах – другое дело, думал он, возможно в начале его государственности, здесь пока еще уважают нормальные, человеческие и деловые взаимоотношения?
Он вспомнил и события 30-летней давности, когда ему довелось “приложить руку” к аэропорту в Степанакерте.
Тогда, в начале 1979 г. он поучаствовал в работе, созданного писателем и общественным деятелем Зорием Балаяном, негласного комитета по проблемам Карабаха. На одном из первых его заседаний, Д. Атбашьян высказал мнение, что проблемы утечки армянского населения из НКАО начинаются с отсутствия там достаточного числа рабочих мест для квалифицированных специалистов, с высшим техническим образованием.
В соответствии с приобретенной советской ментальностью, вся местная молодежь, по окончании средней школы, стремится в ВУЗы, после которых, получает работу по распределению по всему СССР, но не в Карабах, что и приводит к этой утечке.
В целях преодоления этого явления, он, например, берется помочь создать там 120 рабочих мест, через реконструкцию под современные, реактивные, 32-х местные самолеты Як-40 и расширение местного аэропорта.
Георгий Андреевич Татарян, руководивший в то время “Армтрансгазом” и участвовавший в этом заседании, поддержал эту идею и, в свою очередь, пообещал, прокладываемую им в Нахичевань газовую магистраль, провести через территорию НКАО и разместить там “все ее задвижки и газоперекачивающие станции”.
А министр промышленности строительных материалов Армении Литвин Элигумович Казарян, в тех же целях, пообещал построить на территории НКАО 2 завода по камне-переработке...
Иногда к работе этих “подпольщиков” подключался и академик А. Аганбекян.
…Через несколько дней в МГА Д. Атбашьян поговорил на эту тему с нужным человеком и “забыл” о ней, пока его не перехватил в коридоре к приемной Министра Б. П. Бугаева Нури М. Алиев, начальник соседнего, Азербайджанского УГА. В грубой, скандальной форме он заявил, что считает Д. Атбашьяна виновником появления в Степанакерте (НКАО) этого аэродрома, о строительстве которого ему до самого конца ничего не было известно. Свою “речь” он сопровождал различными угрозами, в том числе, с привлечением самого Б. П. Бугаева, с которым, по его словам, у него были особые отношения. В их доказательство, он демонстрировал Д. Атбашьяну дорогие часы, с дарственной гравировкой от Министра.
В Ереване Д. Атбашьяна пригласил на встречу, светлой памяти, второй секретарь ЦК КП Армении Павел Петрович Анисимов.
“Что это вы натворили в Карабахе?”,- начал он. И, увидев его недоуменную реакцию, продолжил:
“Ладно, ладно, мы все знаем!”,- и связался по ВЧ-связи со 2-м секретарем ЦК КП Азербайджана В. Коноваловым.
“Ну вот, он пришел, что бы ты хотел у него спросить?”,- обратился П. Анисимов к В. Коновалову и включил громкую связь.
“А спроси, ну, построить аэродром, построили, а что теперь, он собирается делать для организации там полетов?”
Д. Атбашьян, продолжая отрицать свою причастность к его строительству, ответил, что делать ничего не надо: через полгода, максимум, Госплан СССР запросит Н. Алиева об эффективности капиталовложений в Степанакертский аэропорт и Н. Алиев сам попросит открыть туда полеты из Еревана, так как пассажиров на самолеты между Баку и Степанакертом у него нет.
В заключение, обсудив с азербайджанским коллегой этот вариант развития событий и согласившись с ним, П. Анисимов неожиданно предложил Д. Атбашьяну держать все происходящее втайне от руководства Армении и, в особенности, от 1-го секретаря ЦК К. Демирчяна.
Эта просьба полностью запутала для Д. Атбашьяна политический аспект ситуации, ведь вторые секретари ЦК компартий в республиках – обычно, русские по национальности, считались, в то время “глазами, ушами и руками” Кремля...
… “Круг замкнулся”, решил Д. Атбашьян, и с начала ноября 2009 г. он уже работал в НКР в качестве советника Премьер-министра (Постановление Правительства НКР № 273А от 02.11.2009 г., а с 21.07.2010 г. - со дня основания, начальником управления гражданской авиации при Правительстве НКР).
Свою деятельность на новом поприще он начал с анализа экономики НКР, историко-правовых проблем, с упором на воздушно-правовые вопросы.
Результатом этого анализа явились “План основных мероприятий УГА НКР на 2010-2011 гг.”, проекты и бизнес-планы развития аэропорта “Степанакерт”, пассажирских и грузовых авиаперевозок, развития авиации специального применения и “малой авиации”, гармонизированные с проблемами и планами развития экономики НКР.
Эти проекты были выполнены в доступной, для понимания не специалистами, форме, с иллюстрациями и расчетными таблицами, позволяющими легко судить об экономической и социальной эффективности их реализации в НКР.
План основных мероприятий состоял из 8 разделов: Развитие материально-технической базы и пуск аэропорта “Степанакерт”, Подбор, подготовка и расстановка кадров, Экономика и коммерческие вопросы, Организационные вопросы, Воздушно-правовые вопросы, Международная деятельность, работа с ICAO, МАК и IATA, Структура и организация воздушного пространства, Организация полетов.
Весь план включал в себя 103 пункта и был “заточен” на начало полетов из Еревана в Степанакерт 9 мая 2011 г. - в день двойного праздника - победы СССР в Великой отечественной войне в 1945 г и взятия г. Шуши НКР в войне с Азербайджаном в 1992 г.
Для повышения ответственности исполнителей и самого Д. Атбашьяна, план был передан для контроля Президенту НКР Б. Саакяну.
Кроме того, поскольку в ближайшем - 2010 г. предполагалось приступить к организации авиационно-химических работ в сельском и лесном хозяйствах НКР, были разработаны, согласованы с Министерством сельского хозяйства и другими заинтересованными ведомствами Руководство по авиационно-химическим работам (АХР) в НКР. Были разработаны и другие документы, устанавливающие порядок обеспечения полетов при АХР, в том числе и проект типового договора на выполнение АХР между заказчиком и исполнителем этих работ.
Написать комментарий