HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Ашот Гарегинян

Сердитые заметки

"Ужин с придурком"-2

Общеизвестно, что Иуда Искариот (из Кириафа), продавший Иисуса Христа Синедриону за тридцать сребреников, навеки стал символом предательства. Известно, и как он завершил свою земную жизнь. По наиболее распространенной версии, он покончил с собой, не вынеся угрызений совести: "И он, бросив сребреники в храм, удалился; ушел и повесился" (Матфей, 27, 7). Согрешил, а потом раскаялся, и сам себя покарал за преступление. Хотя он вообще-то исполнял волю Спасителя, будучи среди апостолов казначеем, а значит, слыл человеком неглупым и достаточно реалистичным по натуре.

Дело прошлое, как говорится. Но не исчезнувшее. Напротив – предательство сопровождает род человеческий с постоянством верной жены или бездарных правительств. С тех достопамятных пор иуд стало только больше. Но вот ведь как получается: ныне они, как правило, не только не спешат сводить счеты с жизнью или хотя бы элементарно покаяться, а наоборот – громогласно и регулярно похваляются своим предательством, да еще и требуют аплодисментов, регалий, почета и т.п., соответствующих "великому подвигу".

Иными словами, они ведут себя значительно позорнее, чем библейский Иуда, не дотягивая даже до этой модели человеческого поведения, и превращаются, так сказать, в "недо-Иуд", упорствующих во грехе и не стыдящихся содеянного. О жизни одного из подобных существ, которое в марте нынешнего года отметило свое 80-летие, мне и захотелось немного порассуждать. Речь идет о первом и последнем президенте СССР Михаиле Горбачеве.

К его юбилею Запад не поскупился на похвалы в его адрес, генерировав прямо-таки потоки аллилуйщины, призванные, надо полагать, констатировать его непререкаемые заслуги как реформатора, не убоявшегося пойти на реконструкцию ветшавшей Советской империи во имя демократии и прав человека. Оно и понятно, пожалуй: западному истэблишменту Горбачев принес неоценимую пользу, могуче поспособствовав исчезновению Советского Союза и превращению мирового вектора из двуполярного в однополярный (результаты чего, со всеми нарывающими последствиями, мы сейчас перманентно и наблюдаем). Имели место реверансы и на постсоветском пространстве. Вплоть до того, что российский президент Дмитрий Медведев пожаловал Горбачева высшей государственной наградой РФ – орденом Андрея Первозванного. Если кто не знает: по своему статусу этот орден дается за "исключительные заслуги, способствующие процветанию, величию и славе России". А Горбачев, по мнению подавляющего большинства россиян, есть главный разрушитель СССР, не имеющий к славе России – если она есть – никакого отношения. В общем, вместо того, чтобы отползти в самый дальний уголок и замаливать свои грехи, превратился "ускоритель и перестройщик" в эдакого мудрого, не по годам энергичного дедушку, почитаемого чуть ли не всем цивилизованным миром. И сам усердно позиционирует себя в качестве такового. Чтобы, значит, говоря о роли личности в истории, непременно вспоминали и о нем, родимом.

Одного как-то не учитывает Михал Сергеич: в человеческую память впечатываются далеко не только положительные и конструктивные деяния. Самоуничижение, саморазрушение – тоже весьма неслабый импульс. Однако совершенно не привлекательный. Вряд ли уместно приписывать малограмотному и косноязычному Горбачеву, вечно тащившемуся в хвосте событий, развал огромной страны в одиночку. Но волею судеб именно этот человек, пусть и в роли флюгера, оказался на первом место во властном иерархическом списке в горячие годы начального этапа Великого Развала. И потому, думается, навеки стал одним из его знаковых символов. Никакой более-менее продуманной программы руководства государством и диалога обществом у Горбачева так и не появилось. А были только шараханья из стороны в сторону и неуместное бодрячество. Так, никогда не забудется его двуличие, отягощенное бестолковостью, спровоцировавшее армянские погромы в Сумгаите, Кировабаде, Баку в феврале 1988 - январе 1990 гг. Совершенное неумение распознать шкурный интерес партноменклатуры, спешно рядившейся в демократические тоги. Барская обструкция, устроенная с его подачи во время сессии Верховного Совета СССР в адрес Андрея Дмитриевича Сахарова, пытавшегося достучаться до партийных боссов, что и привело к смерти ученого и правозащитника. В общем, слава-то, может, за те годы и накопилась. Но от нее изрядно припахивает обгоревшей бороденкой Герострата...

Вследствие этого публичное чествование последнего советского генсека, а тем более – с международным размахом превратилось в, мягко говоря, неэтичное торжество по поводу гибели государства, и в насмешку над его бывшими гражданами, до сих пор сполна пожинающими горькие плоды геополитической катастрофы – одной из крупнейших за всю историю человечества (Как тут не вспомнить Сергея Довлатова: «После коммунистов я больше всего ненавижу антикоммунистов»!) Было в этом государстве, конечно, и хорошее, и плохое, за что его руководство регулярно получало порции критики от прозревавших граждан Страны Советов. Кто не рисковал возвышать голос – тихо протестовал на кухне. Но при всем этом столь оперативное разрушение громадной страны и занесение этого себе в актив граничит с непринужденностью, выразимся эвфемизмом, представителя северных народов, который, сидя на ветке дерева, самозабвенно пилит ее, а грохнувшись потом на землю, ругает коварное дерево.

Всего этого Горбачев, даже со скидкой на его невеликий интеллект, не может не понимать. Но, тем не менее, он широким жестом объявил международный сбор гостей 30 марта в Королевском Альберт-Холле в Лондоне. Концерт в этом суперпрестижном зале вместимостью в 4 тысячи человек обошелся устроителям примерно в 4 млн. фунтов стерлингов. Зато и сборы получились неслабые – 9 млн.фунтов: билеты-то стоили от 35 тыс. до 100 тыс. фунтов. Вести концерт была приглашена Шэрон Стоун. Среди членов почетного комитета вечера были Ангела Меркель, Арнольд Шварценеггер, Герхард Шредер, Катрин Денев, Джордж Майкл, Брайан Ферри, Хью Грант, Лиз Херли, Дмитрий Хворостовский, Андрей Гаврилов, группа "Машина времени", Игорь Крутой. Телеверсию концерта «Горбачев-фонд» транслировал в 40 стран по всему миру. Вот так.

Было объявлено, что весь сбор от концерта пойдет на благотворительные цели: две трети средств получит Институт детской гематологии и трансплантологии имени Раисы Горбачевой в Санкт-Петербурге, а остальную треть – Британский фонд борьбы с раковыми заболеваниями MacMillan Cancer Support. Так что цель благая. Критиковать вроде не за что. Но вот тошно стало от того псевдодемократического елея, который съехавшиеся на вечер гости пролили на юбиляра, поднимая тосты в его честь и произнося панегирики в его адрес. А он, пыжась и раздувая щеки, торжественно принимал похвалы, расточаемые в его адрес победителями в "холодной войне", за свидетельство своей незаурядности и величия. Не отдавая себе отчет, бедолага, в том, что возносят-то его на пьедестал за деятельность, очень похожую (правда, несоизмеримую по масштабам и последствиям) на "подвиги" Франсуа Пиньона, главного героя знаменитой французской кинокомедии "Ужин с придурком". Напомню: Пиньон, по причине той самой "простоты, что хуже воровства", в одночасье разрушил привычный и налаженный ход вещей респектабельной французской семьи. Но там пострадала одна семья, и в ситуации вычленен комизм. А тут?!

Особое, горбачевское пристрастие к "западному передку" первой еще в начале 1980-х мудро подметила искушенная Маргарет Тэтчер, сказав что-то вроде: "С этим человеком можно иметь дело". Не просто сотрудничать, а именно "иметь дело", то есть задуривать ему мозги во имя собственного гешефта. Думается, Тэтчер точно уловила психологический тип Горбачева: будучи тогда уже среди руководителей огромной страны, он, словно туземец, млел перед бусами, вылазившими из миссионерского рукава. Прекрасно распознав особенности характера Горбачева и его супруги Раисы, Запад их и подобрал для осуществления давно задуманного демонтажа СССР. В стране тогда назревали поистине судьбоносные вопросы внутреннего и внешнего государственного строительства, требовавшие гибких и, вместе с тем, разумных действий. Но деятелю, чей уровень так и остался не выше "тода – кода нáчать, прóцесс пошел", это было не под силу. Врожденная падкость малограмотного паренька из ставропольского села Привольное (каким Горбачев, в принципе, и остался, несмотря на последующие высокие чины и дорогие костюмы) – родившегося, по его словам, в хлеву на соломе, как Христос – на пресловутое нескромное обаяние буржуазии в итоге сыграло с Советским Союзом самую злую шутку.

Возможно, Горбачев и не хотел так уж быстро разваливать свою страну. Однако незнание, если кто забыл, не освобождает от ответственности. А за эту "перестройку", превознесенную Западом как уничтожение "империи зла", он в итоге получил Нобелевскую премию мира. Крепко заработав на разрушении государства. Напрашивается вывод: значит, ведал все-таки Горби, что творил! А "нобелевки" этой, ежели разумно ею распорядиться, с лихвой хватит до конца жизни, еще и правнукам останется.

Теперь относительно направления сборов от концерта на борьбу с лейкемией в России. Цель, при всем ее благородстве, очень уж смахивает на попытку откупиться за разрушенную страну. Которая, кстати, состояла не только из России. Операцию готовит "Горбачев-фонд" – по сути, разветвленное горбачевское семейство, которую добрый дедушка неплохо трудоустроил с запасом на много лет вперед. Представители семейства разъезжают по миру, бесстыдно собирая дань за гнусненькие делишки главы клана, и, судя по всему, прекрасно себя чувствуют. И рассчитывают – к сожалению, не без оснований! – на то, что спрос на них еще долго не будет падать.

Ашот Гарегинян

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter