HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Как торговля гражданством превратила швейцарского бизнесмена в «паспортного короля»

Предполагалось пообедать вместе, но пока другие с аппетитом поедали спагетти, швейцарский бизнесмен Кристиан Кэлин лишь попивал минералку.

Кэлин со спутниками сидел в ресторане с видом на поле для гольфа в Фригет-Бэй на карибском острове Сент-Китс. Подтянутый, с мягким уверенным голосом Кэлин приехал, чтобы присматривать за ходом выборов в бывшей британской колонии, намеченных на 25 января 2010 года.

Вместе с ним был Александр Никс, ныне скандально известный основатель фирмы Cambridge Analytica. Тогда этот уже немолодой выпускник Итона в элегантных очках отвечал за выборные процессы в компании Strategic Communications Laboratories, известной также как SCL.

Никса наняли, чтобы помочь премьеру Сент-Китс и Невис лейбористу Дензилу Дугласу пойти на четвертый срок. Кэлин хотел знать, каковы шансы Дугласа, ведь швейцарец не раз помогал SCL и «ее кандидату» советом.

На Карибах 46-летнего Кэлина прозвали «паспортным королем» — небольшую контору консультантов по управлению частными активами он превратил во флагмана глобальной отрасли, где крутятся три миллиарда долларов. Его компания Henley & Partners подсказывает маленьким странам, как делать деньги на паспортах — вполне легальное занятие.

За пожертвования в национальный трастовый фонд, покупку недвижимости или гособлигаций иностранцам могут дать гражданство юрисдикций, где они никогда не жили.

На «паспортном бизнесе» Henley уже заработала десятки миллионов долларов, причем первый крупный заказ компания получила от властей Сент-Китс и Невис. Пусть звезда Никса теперь закатилась, дела у Кэлина и его отрасли явно идут в гору. Впрочем, к самой отрасли появляется все больше вопросов.

Схемы получения «золотых паспортов» стали серьезно беспокоить европейские правительства и спецслужбы. Ведь несколько сотен тысяч долларов, выложенных за «правильный» паспорт «нужной» державы, дают его обладателю право попасть почти в любую страну. Сумма вполне разумная для законопослушных коммерсантов. Но правоохранители опасаются, что предложение устроит и преступников, а также дельцов, зарабатывающих на нарушении санкций.

«Сделка с дьяволом»

В июле «паспортным бизнесом» и его истоками заинтересовались в Комитете культуры, СМИ, спорта и цифровых технологий британского парламента. Начав с ситуации с «фейковыми новостями», очень скоро депутаты оказались лицом к лицу с актуальной сегодня проблемой использования специальных приемов — законных и грязных, чтобы манипулировать выборами, а потенциально — подтачивать демократические устои.

Представленные членам комитета свидетельства разоблачали беспринципные действия Cambridge Analytica и ее сестринской компании SCL. Позднее в небольшом разделе своего 89-страничного доклада для внутреннего пользования комитет привел мнения свидетелей о «сделке с дьяволом» (сродни фаустовской) между Никсом и Кэлином. Задачей этого «пакта» было влиять на выборы в тех местах, которые Henley видела своими новыми рынками.

За многими мероприятиями SCL на Карибах стояла «тень» фирмы Henley, которая «находила инвесторов для финансирования кампаний», как утверждают авторы доклада. «Взамен, — продолжают британские депутаты, — Henley & Partners получала эксклюзивные права на выдачу «золотых паспортов» в конкретной стране».

Обвинение весьма серьезное, но Кэлин отметает его как полностью лживое: по его словам, не было ни «сделки с дьяволом», ни закулисных рычагов влияния, ни выплат, ни коммерческих договоренностей, ни — естественно — нарушения закона.

«Материал у вас хороший, — заявил Кэлин газете The Guardian. — Вот только вы общаетесь не с теми людьми».

Последние пять месяцев журналисты британского издания изучают эволюцию глобального «паспортного бизнеса», чтобы понять, что тогда связывало этих двух джентльменов и две их компании и повлияло ли это как-то на происходящее сегодня.

Подробности из сотен электронных писем и внутренних документов SCL, подтвержденные беседами с ключевыми участниками событий, проливают новый свет на те взаимоотношения, а также на проблемы, которые возникают от недостатка гласности.

Журналистские данные однозначно заставляют задуматься о том, как устроены выборы в Карибском регионе. Они же четко указывают на огромное влияние Кэлина в этой точке планеты.

Историю успеха компании Henley можно вести с 2006 года, когда по пятилетнему контракту ей поручили «перезапустить» действовавшую в Сент-Китс и Невис программу «гражданство в обмен на инвестиции». Каждая одобренная заявка приносила Henley 20 тысяч долларов. На сегодня власти Сент-Китс и Невис продали уже больше 16 тысяч паспортов за 250 тысяч долларов каждый.

Деньги за паспорта стали для страны манной небесной: незадолго до реанимации схемы случился коллапс на рынке сахара, продажа которого поддерживала островную экономику все годы независимости. У карибских паспортов большой плюс: их обладателям не нужна виза для поездок в 130 стран, включая Великобританию и многие другие страны Европы — объект мечтаний богатых представителей российской, китайской и ближневосточной элиты.

Когда в 2009 году острова Сент-Китс и Невис заключили договор о снятии ограничений на поездки в Европу, число покупателей местных паспортов за год подскочило вдвое.

Изучая деятельность компании SCL, британские парламентарии среди прочего хотели выяснить, кто спонсировал ее работу на выборах в Карибском бассейне.

Похоже, Александр Никс знал, что ответить. Вот его слова, обращенные к комитету: «Насколько я могу судить, он (Кэлин) вполне мог финансировать выборы или делать взносы в интересах выборных кампаний», которыми занималась SCL.

Свое мнение высказала и Лейбористская партия островов Сент-Китс и Невис. Высокопоставленный источник на условиях анонимности клятвенно заверил, что сама партия не заплатила SCL ни цента. Источник предположил, что Henley через свои связи выходила на людей, готовых раскошелиться.

«Henley искала и общалась с теми, кто хотел внести пожертвование на проведение кампании», — заявил источник.

«Лейбористской партии никогда не сообщали, кто были эти люди. Мы знали только, что SCL занимается мероприятиями кампании, а Кэлину поручено обеспечить оплату. Персоналии жертвователей нас действительно никогда не интересовали».

Согласно источникам, в ноябре 2009 года Никс электронным письмом отправил Дугласу примерную смету расходов на свою работу на предстоящих выборах. Сумма была равна примерно 2,7 миллиона долларов, при этом копия письма, очевидно, ушла и Кэлину, хотя, по его словам, он не припомнит такого сообщения.

Итак, Henley обеспечивала финансирование и организовывала оплату счетов? Кэлин это отрицает. «Полная чушь. Заявления о том, будто мы занимались привлечением и распределением финансов, лживые», — утверждает он.

Кэлин настаивает: никакой планомерной работы ни с его стороны, ни со стороны Henley по сбору денег для SCL не было. Впрочем, он признаёт, что многие его богатые клиенты могли давать средства на проведение кампании.

Кэлин рассказал о встречах, на которых он представлял разных людей Дугласу и SCL. По его словам, он считал это частью своей работы в качестве почетного консула Сент-Китс и Невис в Швейцарии.

«В тот период я контактировал с клиентами напрямую. Они доверяли мне. Премьер-министр доверял мне. Поэтому я многих ему представлял. Наверняка значительная часть этих людей потом могла делать пожертвования».

Определенная доля этих взносов, как говорит Кэлин, вероятно, поступала прямо в SCL, но не все жертвователи были клиентами Henley.

Он утверждает, что от поддержки лейбористов ничего не выигрывал, так как контракт в рамках «паспортной программы» был подписан с правительством, а не с политической партией. Кроме того, в документе был пункт о продлении его еще на пять лет при выполнении Henley определенных условий.

Читать дальше

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter