
Обогащенная мука: закон еще не принят, а оборудование уже завезено
Одобренный правительством Армении законопроект “Об обогащении пшеничной муки” пока не вынесен на обсуждение Национального Собрания, между тем предусмотренное для обогащения оборудование уже приобретено. Об этом в своем ответе на запрос Hetq.am сообщил руководитель аппарата Министерства здравоохранения РА Армен Карапетян. По его словам, приобретена немецкая техника, которая будет предоставлена мукомольням. Что касается добавок, то это вопрос обсуждается, добавил Карапетян. Заместитель министра здравоохранения Сергей Хачатрян в беседе с нами отметил, что Минздрав не получал оборудования, его импортировала ЮНИСЕФ в 2012 г.
Кушкян “усыпил” программу
В Армении обсуждения по вопросу обогащения пшеничной муки начались в 2010 г. 17 февраля 2011 г. правительство одобрило концепцию обогащения пшеничной муки мирокэлементами и витаминами в Республике Армения. Проект одобрил и бывший министр здравоохранения Арутюн Кушкян (этот пост он занимал в 2007-2012 гг.). Однако один из гематологов, пожелавший остаться неназванным, сообщил нам, что бывший министр не захотел брать на себя такую ответственность. Кушкян сказал, что не возьмется за выполнение этой программы. Во время непубличных обсуждений против этой программы высказывались также гематологи. Через четыре года некоторые из них публично выражали другую точку зрения, хотя в узких кругах продолжали говорить о рисках обогащенной муки. Источник Hetq.am сообщил, что пропагандой этой программы занимаются заместитель министра Сергей Хачатрян и начальник управления охраны здоровья матери и ребенка Карине Сарибекян.
В основе законопроекта лежит исследование 9-летней давности
Основанием для программы обогащения муки послужило проведенное в 2005 г. исследование по вопросам демографии и здоровья в Армении. Оно было повторено также в 2000 и 2010 гг. Исследование провели Национальная статистическая служба и Министерство здравоохранения РА. Техническое содействие оказала компания “ORC Macro” (с 2009 г. “ICF International”), финансирование обеспечило Агентство международного развития США (USAID).
Цель исследования заключалась в сборе данных о рождаемости на национальном и региональном уровнях, знании и использовании противозачаточных методов, здоровье матери и ребенка, подростков, СПИДе и других болезнях, передаваемых половым путем. Данные собирали 13 команд, в каждую из которых входили 5 интервьюеров – четыре женщины и один мужчина, полевой редактор и руководитель. К каждой команде был прикреплен медработник, прошедший необходимое обучение для проверки антропометрических данных и анемии. Одним из компонентов этого исследования была проверка уровня анемии среди женщин и детей в возрасте до пяти лет.
В 2000 г. гемоглобин был измерен у 1334 детей. У 24% из них (то есть у 320 детей) была выявлена анемия. У 12,4% от 6137 женщин в возрасте 15-49 лет (761 человек) также была обнаружена анемия.
В 2005 г. анемия была у 36,5% от 1106 проверенных детей (404 ребенка) и 24,6% от 6080 женщин (1496 человек).
Если в двух предыдущих исследованиях в качестве отдельного компонента можно найти данные о распространенности анемии, то в 2010 г. они отсутствуют.
Примечательно, что в этих исследованиях участвовали двое вышеупомянутых лиц – Сергей Хачатрян и Карине Сарибекян. В 2010 году они были национальными директорами по медицинским вопросам программы. К.Сарибекян участвовала также в программах 2000 и 2005 гг.
Относительно того, почему в 2010-ом не было проведено измерение гемоглобина, замминистра Хачатрян сказал, что в указанном году не хватило финансирования USAID. С этой целью Агентство обратилось в ЮНИСЕФ, однако этак организация тоже не смогла оказать содействие, отметил Сергей Хачатрян.
Он не согласился с тем, что законопроект разработан на основе старых показателей. “Показатели 2005-го года не старые. Мы не проводили каких-либо мероприятий по снижению уровня анемии в обществе. Во-вторых, в проведенном в 2010 г. исследовании есть некоторые показатели, например пороков развития недоношенных детей, которые свидетельствуют о том же явлении (то есть об анемии. – Авт.).
Отметим, что участвовавших в исследовании 2010 г. матерей спрашивали, получал ли их ребенок за последние день, неделю и шесть месяцев питание, богатое железом и витамином А. Однако трудно сказать, насколько правильно делать конкретные выводы из этого опроса.
Замминистра Хачатрян “не знает”, какую сумму получил Минздрав
Заместитель министра также отмечает, что за указанные три исследования министерство не получило от ЮНИСЕФ ни финансирования, ни грантов. На вопрос о размере финансирования со стороны USAID Сергей Хачатрян ответил: “Не могу сказать, не знаю. Мы участвуем как министерство и статслужба. Оплата за некоторые работы поступила, а за исследование в целом – нет”.
Подчеркнем, что в 2010 г. Хачатрян был национальным директором по медицинским вопросам и в ноябре того же года стал заместителем министра, так что он не мог не знать о размере финансирования.
Премиксы будут завезены из склада в Копенгагене
По словам С.Хачатряна, он не видит рисков в программе обогащения муки и считает программу очень важной в плане здоровья общества. Заместитель министра утверждает, что в действительности уровень анемии выше. На вопрос о том, почему обществу навязывают эту программу, вовлекая в нее 85% производителей муки, Хачатрян ответил, что 85% - это минимальная цифра для этой программы и что муку необходимо обогащать на 100%.
Сергей Хачатрян затруднился назвать конкретное количество добавок в муке, однако отметил, что вопрос содержания в муке железа и фолиевой кислоты должен быть обсужден с партнерами Евразийского экономического союза (Минздрав уверяет, что предусматривает добавлять лишь железо и фолиевую кислоту, хотя мы уже писали о том, что на сайте инициаторов этой программы в разделе Армении указан также цинк). В настоящее время из стран ЕЭС только Казахстан обогащает муку в обязательном порядке, в России и Беларуси такой программы нет.
По словам замминистра здравоохранения, ЮНИСЕФ складирует вакцины и премиксы в столице Дании Копенгагене: “ЮНИСЕФ приобретает их по скидкам и по той же цене выделяет странам. Наши вакцины мы тоже берем у ЮНИСЕФ”.
21-22 декабря при содействии ЮНИСЕФ в Министерстве здравоохранения был организован семинар для журналистов. Директор армянского офиса ЮНИСЕФ Генриет Аренс в своем выступлении отметила удачный опыт Армении в вопросе йодирования соли. По словам Аренс, эта программа решила проблему нехватки йода у населения. Однако реальность свидетельствует об обратном, и этого вопроса мы еще коснемся.
Минздрав не включил в законопроект полученные им показатели анемии
Как уже было отмечено, основанием для законопроекта об обогащении муки послужили данные исследования по вопросам демографии и здоровья в Армении 2005 г. Однако Минздрав располагает тажке рядом цифр, которые не упоминаются в проекте закона. Вместо этого в ссылке на результаты исследования 2005 г. отмечается, что в указанном году анемия среди беременных составила 39%. Министерство здравоохранения, разумеется, не сообщает, на основе данных какого числа лиц был получен этот процент. Поясним. В исследовании 2005 г. участвовали всего 176 беременных, из которых анемия была выявлена лишь у 68-ми, или у 39%. И сегодня данные 9-летней давности, полученные у 68 лиц, сторонники законопроекта представляют как одно из оснований для обогащения муки.
Приведем опубликованные в этом году данные МЗ об анемии у беременных в предыдущие годы.
Проценты, как видим, намного меньше тех, что представлены в законопроекте. Почему Минздрав предпочел использовать не собственные показатели, а выборочное исследование? Министр здравоохранения Армен Мурадян говорит, что они основывались на показателях не заболеваемости, а распространенности.
Заболеваемость – это число случаев заболевания в конкретный период. Распространенность – общее число лиц, имеющих данное заболевание на определенный момент. Получается, что Минздрав предпочел основываться на данных 9-летней (скоро 10-летней) давности, которые были взяты из выборочного исследования, хотя мог учесть текущие тенденции, выражающиеся каждый год в показателях заболеваемости.
Как уже было отмечено выше, в ходе проведения исследования 2005 года анемия была выявлена у 36,5% от проверенных 1106 детей (404 ребенка). Из 6080 женщин анемия обнаружилась у 24,6% (1496 человек). В исследовании 2005 г. общая численность населения Армении указана по днным переписи населения 2001 г. – 3,2 млн. Получается, что в основу законопроекта об обогащении муки были взяты показатели 7186 граждан, или 0,2% населения.
Участвовавший в семинаре Минздрава гематолог Ерванд Акопян отметил, что целью обогащения муки является профилактика анемии у определенных групп. На вопрос, есть ли другие показатели, помимо показателей исследования 2005 г., Акопян сказал: “Вы чересчур акцентируете то, что было сделано в 2005 г. Между тем если проводится более успешное исследование и в большем масштабе, то могут быть использованы эти данные. Я лечу по тем программам, которые доказали свою эффективность в европейских и американских странах”. Гематолог сказал, что у него есть показатели, свидетельствующие о более высоком уровне анемии у взрослых, беременных, хронических больных, однако эти данные он привести не может.
О разрушающейся фолиевой кислоте никто не говорит
Чиновники Министерства здравоохранения и сторонники обогащения муки молчат об эффективности фолиевой кислоты, которая должна добавляться в муку. Дело в том, что фолиевая кислота, или витамин В9, во время тепловой обработки разрушается на 50-90 процентов. В частности, при варке овощей и мяса потери фолиевой кислоты составляют 70-90%, при жарке мяса – 95%, при варке яиц – 50%. Существенные потери фолиевой кислоты неизбежны и в процессе выпечки хлеба. То есть обогащение муки фолиевой кислотой в каком-то смысле напоминает йодирование соли.
Суточная норма фолиевой кислоты для взрослого человека составляет 0,4мг, для беременных и кормящих матерей – до 0,8 мг. Однако в случае острого дефицита суточная норма женщины резко возрастает и может достичь 5 мг. Беременные и кормящие матери принимают по рецепту врача витаминные комплексы, которые сдержат также фолиевую кислоту. Разные таблетки содержат разные дозы.
Фолиевая кислота содержится во многих продуктах, в частности в бобовых, печени. Если учесть потери фолиевой кислоты при тепловой обработке, то можно констатировать, что лучший вариант – это использование в большом количестве свежих овощей.
Что касается железа, количество которого в организме здорового человека составляет 4-5 гр, то надо сказать, что суточная потребность в этом элементе различна: если увзрослому мужчине необходимо 10 мг, то женщинам – 20 мг, беременным и кормящим матерям – 30-35 мг, детям – до 18 мг. Токсичная доза железа составляет 200 мг в день, смертельная – 3-35 г (в зависимости от возраста, веса и пола).
Железо тоже содержится в продуктах растительного и животного происхождения: сухофрукты, различные сорта капусты, зелень, шоколад, красное мясо и печень.
Обобщая сказанное, отметим, что в этом вопросе главное различие между не обогающими муку европейскими странами и Арменией состоит в уровне жизни. Население, придерживающееся здорового образа жизни и имеющее нормальный рацион питания, не нуждается в обогащении муки. А различие между европейцами и американцами состоит, пожалуй, не в уровне, а образе жизни, здоровых и не содержащих различные добавки продуктах питания.
После принятия законопроекта Минздрав РА, ЮНИСЕФ и USAID, возможно, проведут еще одно исследование по анемии. И не исключено, что через год после обогащения муки они признают Армению страной, преодолевшей дефицит железа и фолиевой кислоты, как в свое произошло с йодом со всеми вытекающими из этого последствиями.
Продолжение следует.
На верхнем снимке: заместитель министра С.Хачатрян и министр А.Мурадян
Комментарии (11)
Написать комментарий