HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Ваге Саруханян

Одна Грузия – один Тамаз: почему соседняя страна чинит препятствия армянским перевозчикам

Несмотря на провозглашение нашим северным соседом, Грузией, политики “открытого неба” в сфере воздушных коммуникаций, эта страна чинит препятствия нескольким армянским компаниям, желающим совершать полеты в грузинскую столицу.

Российско-грузинский конфликт как “прекрасная возможность” для армянских перевозчиков

Все началось в июне 2019 года, когда из-за вспыхнувшего в парламенте Грузии антироссийского скандала президент РФ В.Путин подписал указ, которым с 8 июля 2019 г. российским авиакомпаниям запрещалось совершать полеты в Грузию, а грузинским авиакомпаниям – в Россию.

От этого проиграли и российские, и грузинские авиаперевозчики, в том числе ведущая компания Грузии “Georgian Airways”, которая в то время выполняла рейсы из Тбилиси в Москву, Санкт-Петербург, Казань и Уфу. Россия была востребованным направлением как в Армении, так и в Грузии. С другой стороны, российские туристы всегда проявляли большой интерес к Грузии, поэтому прекращение прямых рейсов между двумя странами создало проблемы и для выполняющих их операторов.

Тем не менее, “Georgian Airways” заявила, что предложит своим пассажирам пользоваться рейсом Тбилиси-Ереван-Москва. Задействование этого рейса было обусловлено наличием у грузинской авиакомпании армянской “дочки” – “Авиакомпании Армения”, действующей на армянском рынке с июля 2016 г.  

“Авиакомпания Армении” имеет двух собственников: это учредитель и владелец “Georgian Airways”, грузин по национальности Тамаз Гаиашвили (49%) и его партнер, тбилисский армянин Роберт Оганесян (51%). Последний с момента создания “Армении” был ее директором, а до этого занимал должность первого заместителя гендиректора “Georgian Airways”. В действительности принадлежащая Оганесяну доля в размере 51% обусловлена требованием закона РА, по которому развертывающие коммерческую деятельность армянские авиакомпании должны как минимум на 51% принадлежать гражданам РА (Оганесян получил армянский паспорт), либо другим компаниям, зарегистрированным в Армении.   

Таким образом, возникшие летом 2019 г. новые российско-грузинские политические разногласия, перекинувшись на сферу авиации, начали приносить экономическую выгоду “Авиакомпании Армения”, получившей прекрасную возможность связать друг с другом Грузию и Россию. В то время “Авиакомпании Армения” выполняла полеты в Минеральные Воды и Воронеж, а вот желающим лететь в Москву предлагала вылетать из Тбилиси самолетами “Georgian Airways”. Таким образом, летом 2019 г. в армяно-грузинском тандеме (“Авиакомпания Армения” и “Georgian Airways”) обслуживание российских направлений было полностью возложено на армянскую сторону. Разумеется, не следует забывать, что как собственники “Авиакомпании Армения”, так и ее деятельность, включая обмен самолетами, множеством нитей связаны с лишившейся входа на российский рынок авиакомпанией “Georgian Airways”.

При этом в 2019 году из всех армянских операторов именно “Армения” выиграла от российско-грузинского конфликта, поскольку, например, компания “Тарон-Авиа”, имевшая на тот момент самый большой авиапарк, заявила, что, исходя из существующих на российском рынке конкурентных препятствий, не заинтересована в эксплуатации российских направлений.  

Не случайно, что летом 2019 г. авиапарк “Авиакомпании Армения”, в котором был всего один самолет, пополнился самолетом “Georgian Airways”, который эксплуатировался здесь до лета 2021 г. Уже летом и осенью того же года “Армения” получила два других самолета грузинского оператора, которые эксплуатировались до лета 2022 г. Главным направлением полетов компании, конечно, была Россия и в основном Москва.

Как известно, в марте этого года “Авиакомпания Армения” была переименована в “Эйр Дилижанс”. В настоящее время эта компания выполняет рейс Ереван-Тбилиси-Ереван-Москва-Ереван-Тбилиси-Ереван. То есть перевозит в Москву пассажиров из Грузии и Армении, а из Москвы доставляет пассажиров в Армению и Грузию. В авиапарке “Эйр Дилижанс” всего один самолет – “Boeing 737-500” с армянским регистрационным номером EK-73736. Но когда возникает необходимость, эта армянская авиакомпания использует также “Boeing 737-800” с грузинским регистрационным номером 4L-GTI. В 2019-2021 гг. этот борт был зарегистрирован и эксплуатировался в составе “Авиакомпании Армения” как EK-73786.

Отметим, что в 2022 г. “Авиакомпания Армения”, выполнявшая в основном рейс Ереван-Тбилиси-Ереван-Москва-Ереван-Тбилиси-Ереван, совершила 2554 вылета и прилета, перевезя 28.204 пассажира. По этим показателям компания в прошлом году была пятой на армянском рынке. Этому, несомненно, “способствовала” начавшаяся в феврале 2022 г. российско-украинская война, вследствие которой многочисленные россияне прибывали воздушным путем в Армению и Грузию.

Из этого можно сделать вывод, что обеспечение связи между Тбилиси и Москвой через Ереван было и остается довольно прибыльным бизнесом для Тамаза Гаиашвили и в частности его армянской авиакомпании.

Армянские конкуренты Тамаза Гаиашвили

Однако грузинский предприниматель не является, да и не может являться собственником этого маршрута. У него есть армянские конкуренты. Так, в зимний аэронавигационный сезон 2022-2023 гг. (с октября 2022-го по конец марта 2023-го) Тбилиси и Москву связывали посредством Еревана также авиакомпании “Флай Арна” и “Fly One Armenia”, выполнявшие в неделю по 4 рейса в Тбилиси.

Работающий в армянской авиации осведомленный источник Hetq.am сообщил, что в летний аэронавигационный сезон (март-октябрь 2023 г.) эти компании решили увеличить количество своих рейсов в Тбилиси. В частности, “Fly One Armenia” собиралась выполнять по 14 полетов в неделю – дважды в день. Летать в Грузию решила и третья армянская компания – “Ширак Авиа”, которая планировала 4 рейса в Тбилиси и 3 рейса в Батуми еженедельно.

Летающие за границу авиаперевозчики должны иметь соответствующее разрешение авиационных властей не только своей страны, но и тех стран, в которые должны выполнять рейсы. Согласно нашему источнику, “Ширак Авиа”, “Флай Арна” и “Fly One Armenia” получили в Армении соответствующие лицензии, а вот с грузинской стороной возникла проблема.

Нам, в частности, стало известно, что грузинские власти не выдали армянским операторам затребованное ими количество разрешений. Это значит, что в летний сезон “Флай Арна” и “Fly One Armenia” продолжали выполнять количество полетов зимнего сезона – по 4 рейса в неделю, а у “Ширак Авиа” вообще не было рейсов, поскольку зимой эта компания не выполняла полетов ни в Тбилиси, ни в Батуми.   

По данным нашего источника, еще в феврале “Ширак Авиа” обратилась к грузинским властям, однако никакого официального ответа на свою заявку не получила. Заявка либо должна была быть отклонена в письменной форме, либо авиакомпания “Ширак” – опять-таки в письменной форме – должна была получить затребованное ею количество разрешений на полеты в Тбилиси и Батуми. Таким образом, грузинские авиационные власти оставили заявку армянской компании  без ответа, а “Флай Арна” и “Fly One Armenia” получили право продолжать полеты в зимнем режиме, что тоже непонятно с учетом провозглашенной Грузией политики “открытого неба”. После этого представители “Ширак Авиа” позвонили в Агентство гражданской авиации Грузии, чтобы понять суть проблемы, однако устный ответ сводился примерно к следующему: мы не можем ничего сказать или сделать. Смысл этой фразы сводится примерно к следующему: собака зарыта в верхних звеньях власти.

Тем не менее, в начале летнего сезона – с 26 марта по 7 апреля – “Ширак Авиа” и “Fly One Armenia” пользовались единственным самолетом “Boeing 737-300” (грузинский регистрационный номер 4L-TBA) грузинской авиакомпании “Tbilisi Airways”. Этот борт выполнял для “Ширак Авиа” по четыре, а для “Fly One Armenia” – по три рейса в неделю. При этом из-за чинимых грузинскими властями препятствий самолет совершал полеты под именем “Tbilisi Airways”, хотя на самом деле перевозил пассажиров “Ширак Авиа” и “Fly One Armenia”, поскольку все расходы, связанные с полетами, оплачивали армянские операторы.

Но в связи с тем, что у 4L-TBA были другие планы, то после 7 апреля сотрудничество с армянскими авиакомпаниями не было продолжено. У “Fly One Armenia” по-прежнему остались 4 рейса, у “Ширак Авиа” не было ни одного.

Вопрос до сих пор не решен даже на уровне министерств

Поведение грузинских властей заставило три армянские авиакомпании обратиться в администрацию премьер-министра РА и координирующее сферу авиации Министерство территориального управления и инфраструктур, а также в подчиняющийся ему Комитет гражданский авиации. Из администрации премьера сообщили, что с 5 по 7 апреля министр ТУИ Гнел Саносян будет находиться в Грузии и в рамках визита встретится с вице-премьером, министром экономики и стабильного развития этой страны Леваном Давиташвили. В рамках встречи будут также обсуждаться вопросы, поднятые армянскими авиаперевозчикам (в Грузии сфера авиации находится в компетенции указанного министерства).

Кроме того, власти РА через дипломатические каналы подняли этот вопрос перед грузинскими партнерами. В частности, посольство Армении в Грузии обратилось в Министерство экономики и стабильного развития страны с просьбой изучить заявки авиакомпаний “Fly One Armenia”, “Флай Арна” и “Ширак Авиа”. Какой ответ дала грузинская сторона, неизвестно.

7 апреля Министерство территориального управления и инфраструктур РА, касаясь встречи Саноян-Давидашвили, сообщило: “Учитывая, что в компетенции Министерства экономики и стабильного развития Грузии находятся также сферы авиации, транспорта и энергетики, основное внимание было уделено перспективам сотрудничества именно в указанных сферах”. Другие подробности не сообщались.

Согласно нашему источнику, обратившиеся к властям РА авиакомпании также не располагают информацией о результатах встречи двух министров. Пресс-секретарь Г.Саносяна Сона Арутюнян сообщила нам, что поднятый вопрос на встрече обсуждался, однако какое-либо конкретное решение не было принято, обсуждения продолжаются.

Как мы уже отметили, авиаперевозчики обратились также в Комитет гражданской авиации, который, по утверждению источника Hetq.am, дал понять, что этот вопрос не входит в его компетенцию.

По данным нашего источника, “Ширак Авиа”, являющаяся единственной армянской авиакомпанией, которая пока безуспешно пытается прийти на грузинский рынок, обратилась с письмом в Международную организацию гражданской авиации (ICAO), Еврокомиссию и вновь в Агентство гражданской авиации Грузии. Ответов до сих пор нет.

Где зарыта собака?

Все попытки армянских авиаперевозчиков прийти на грузинский авиационный рынок или расширить там свою деятельность, по сути, уперлись в преграду, которая по факту существует, но о которой грузинская сторона официально ничего не говорит. Тем не менее, пытаясь разобраться в том, что или кто может тормозить этот процесс, представитель руководства одного из армянских перевозчиков встретился в Грузии с владельцем  компаний “Georgian Airways” и “Эйр Дилижанс” Тамазом Гаиашвили. Осведомленный о деталях встречи источник Hetq.am рассказал, что ответ грузина на вопрос армянского гостя сводился к следующему: неужели армяне не могут придумать ничего другого? Имелось в виду выполнение армянскими перевозчиками полетов на других направлениях, помимо Грузии.

Для уточнения позиции авиакомпании “Эйр Дилижанс” и ее собственников Тамаза Гаиашвили и Роберт Оганесяна мы отправили запросы на их электронные адреса. Согласно закону “О свободе информации”, компания “Эйр Дилижанс” является организацией общественного значения, поскольку оказывает общественные услуги в сфере транспорта. А это значит, что компания и ее директор Р.Оганесян должны были ответить на запрос СМИ в течение пяти рабочих дней, что, однако, не было сделано в нарушение закона.

По этой причине мы решили опубликовать вопросы, которые остались без ответа.

Источник Hetq.am в сфере авиации сообщил, что в Тбилиси препятствием к выполнению полетов другими армянскими авиакомпании является Тамаз Гаиашвили, из-за которого грузинские власти, несмотря на провозглашенную ими политику открытого неба, не дают армянским авиакомпаниям (за исключением “Эйр Дилижанс”) разрешения на выполнение соответствующего количества рейсов. Прошу “Эйр Дилижанс” и лично г-на Гаиашвили прокомментировать это утверждение.  

Уважаемый г-н Гаиашвили, источник Hetq.am сообщил, что в Грузии с Вами встречался представитель руководства одного из армянских перевозчиков, которому Вы сказали примерно следующее: “Неужели вы, армяне, ничего другого придумать не можете?”, имея в виду эксплуатацию других направлений, помимо рейса Ереван-Тбилиси. 

Как “Эйр Дилижанс” относится к вероятному дискриминационному подходу к другим армянским авиакомпаниям? Каковы официальная позиция и комментарий авиакомпании?

Принято считать, что отсутствие ответа тоже ответ, следовательно в данном случае мы можем руководствоваться именно этим подходом. Мы несколько раз звонили и в офис “Эйр Дилижанс”, однако связаться с представителями этой компании нам не удалось.

И поскольку никаких оснований не верить нашему источнику у нас нет, то отношение Тамаза Гаиашвили к армянским авиакомпаниям-конкурентам можно расценить как пренебрежительное. Рейс Ереван-Тбилиси не является чьей-либо собственностью или полученным от предков наследством. Это открытый маршрут, который могут эксплуатировать все авиакомпании, соответствующие армянскому и грузинскому законодательствам. Еще раз подчеркнем: Грузия, как и Армения, провозгласила политику открытого неба, хотя следует отметить, что в свое время руководство той же “Georgian Airways” периодически жаловалось на это решение, поскольку в рамках “открытого неба” власти Грузии в частности в 2014 году разрешили 13 российским компаниям выполнять регулярные рейсы между Москвой и Тбилиси – по 14 рейсов в неделю.

Тем не менее, если грузинские власти взяли на себя обязательство руководствоваться политикой “открытого неба”, то любой противоречащий этому обязательству шаг, а тем более описанный выше, когда нет конкретных оснований для отклонения заявок армянских компанией или непредоставления им затребованного количества рейсов, напоминает недавнее прошлое постсоветских государств, где действовали клановая система и теневые договоренности о подчинении либерализованного на бумаге рынка.

В этом случае проведение властями Грузии политики “открытого неба” – всего лишь красивая фраза, а в действительности это тактика по защите частных бизнес-интересов собственного предпринимателя. С другой стороны подобное поведение Грузии нельзя расценить как дружественное по отношению к Армении и армянским хозяйствующим субъектам.

На первом снимке: Тамаз Гаиашвили (справа) и Роберт Оганесян на встрече с премьер-министром РА, 21.06.2018 (primeminister.am)

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter