HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Мери Микаелян

"Каждое утро меня будят их петухи" – староста Халикишлака

В этом году на Ереванском международном кинофестивале "Золотой абрикос", в рамках программы "Режиссеры без границ", будут показаны 5 фильмов, которые были представлены на Стамбульском международном кинофестивале. Это совместные работы молодых армянских и турецких режиссеров. В их числе – картина Гора Багдасаряна "Соседи".

Мы беседуем с Гором Багдасаряном о его картине. 

- О чем фильм "Соседи"?

- "Фильм рассказывает о селе, которое находится на границе Армении и Турции. Это Багаран. В каком-то смысле фильм и о находящемся напротив Багарана турецком селе Халикишлак. Однако основные действия происходят в Багаране. Картина рассказывает о жизни конкретной семьи, о том, что просходит с ними в течение года – начиная с зимы 2009-го и кончая зимой 2010-го. Основная тема, конечно, армяно-турецкие отношения, но преломленные через призму восприятия крестьян. В тот год шли переговоры, ожидалось открытие границы, и в основе фильма их ожидания, страхи, желания в связи с этим событием. Наша основная задача состояла в том, чтобы как можно глубже выявить отношения, существующими между двумя народами. Мы пытались показать, что возможно, а что нет и почему, насколько долговечна национальная память у армян и у турок. Мы попытались показать общности, которые есть между двумя народами – как в культуре, так и в быту, но в то же время и вражду между ними. Нам хотелось разобраться в этой вражде, понять: если кто-то на национальном уровне является твоим врагом, "излечимо" ли это и если нет, то как долго сохранится эта вражда.

- Об армяно-турецких отношениях говорится очень много. Перед началом работы над этим фильмом ты, наверное, думал о том, что фильм должен чем-то отличаться от тех мнений, которые высказываются в ходе обсуждений этого вопроса.  

- Должен сказать, что этот фильм был снят по предложению. Когда возникла идея создания такой картины, нам позвонили из норвежского посольства в Москве и сообщили, что хотят начать программу по содействию культуре Армении. Они узнали о нашей студии и сказали, что очень заинтересованы этой темой, поскольку она актуальна. В дальнейшем именно посольство Норвегии и стало главным спонсором фильма.   

- Почему вы выбрали село Багаран?

- Мы решили объехать все приграничные села. Решающую роль сыграло не тяжелое положение села, а первый человек, которого мы встретили. Это был 5-летний мальчик, Нарек, который в дальнейшем стал главным героем фильма. С первых же минут его образ показался нам настолько впечатляющим и ярким, что мы решили: именно глазами этого мальчика мы и будем показывать происходящее. Когда говорят об армяно-турецких отношениях, то сразу начинают думать о них через призму Геноцида. Эти отношения никогда не рассматривались в качестве вопроса, который касается детей. Благодаря главному герою фильм "Соседи" получился очень интересным, в нем сочетаются взаимоисключающие вещи – армяно-турецкие отношения и забавный характер. Работа получилась очень сочной и смешной благодаря именно главному герою, его примитивной, но в то же время трогательной наивности. Этот ребенок интересным образом сочетал в себе сельский менталитет, сельские представления о турках и свежесть мышления, отсутствие стереотипов. Вначале фильм снимался как короткометражный, однако село предложило такой богатый материал, что мы решили сделать полнометражную картину. Через 2-3 месяца после начала работ мы узнали об армяно-турецкой платформе кинофестиваля "Золотой абрикос". Обратились с нашим проектом, так фильм стал совместным. Мы предложили отправиться в турецкое село Халикишлак и провести там съемки, чтобы получить две параллельные истории. 

- Возникли ли проблемы ходе съемок в Турции? 

- Турецкая организация, которая сотрудничает с "Золотым абрикосом", сделала все возможное, в течение двух месяцев добилась разрешений. Оказалось, что мы отправляемся туда очень подготовленными – были получены разрешения правительства, нескольких министерств, полиции, администрации Карса. Но, видимо, столь обширная информация о том, что из Армении приедут снимать фильм, и вызвала в дальнейшем проблемы. В первый же день нашего пребывания в Турции явились представители армии, отвезли нас в штаб и сказали, что это запретная зона, что они не позволят снимать. Поэтому съемки там длились примерно полтора дня, хотя мы нашли очень хороших героев. Это была молодая семья, где был мальчик возраста Нарека, который показался нам очень интересным ребенком. Мы были очень воодушевлены, но от нас потребовали как можно скорее покинуть страну, заявив, что одно наше пребывание там уже является нарушением закона. Когда мы уезжали, на границе полиция задержала нас уже под другим предлогом – нас обвинили в том, что наша машина краденая. Судебный процесс длился два месяца. В конце концов нас признали невиновными. 

- Когда решили снимать этот фильм, страха не было? 

- Страх вызывал тот факт, что если что-то случится, звать на помощь будет некого, поскольку нет ни посольства, ни консульства, куда можно позвонить. Вообще съемки фильма проходили в довольно опасных местах, сам Багаран находится в боевой зоне. Кроме того, съемки мы проводили и в нейтральной зоне, которую охраняют российские пограничники, и для поездки туда тоже потребовалось множество разрешений. Самая напряженная ситуация была в Турции. Староста турецкого села, который вначале не знал, что мы из Армении, в прошлом был военным и довольно неприязненно относился к своим соседям. Он отвез нас на границу, показал на армянское село и сказал: "Каждое утро меня будят их петухи". То есть он хотел сказать, что надо быть очень бдительным, поскольку село очень близко.  

- Премьера фильма состоялась в Стамбуле. Как там приняли вашу работу? 

- Показ прошел довольно успешно. Было много гостей – как кинематографистов, так и простых зрителей. В фильме звучит много мыслей, которые, на первый взгляд, противоречат всем принятым европейским нормам толерантности. И главные герои, и в целом атмосфера картины отличаются непосредственностью, поскольку у крестьян нет проблем с использованием терминов ООН. Поэтому я немного боялся, что звучащие в фильме многие шутки и выражения могут быть неоднозначно восприняты турецким зрителем. Но было приятно видеть, что они правильно воспринимают происходящее и дают здоровые оценки. Они понимали, что звучащие в фильме мысли отражают не мнение автора, а мнение героя. Кроме того, они смогли отличить юмор и сарказм от критики.   

- Не собираешься перейти в игровой жанр? 

- У меня пока нет цели снимать полнометражный фильм. В игровом жанре есть вещи, которые лично для меня представляют трудность. Например, работа с актерами. Есть и другие причины, по которым я пока не готов снимать полнометражный художественный фильм. Заниматься документальным кино более целесообразно, поскольку за рубежом оно пользуется большим спросом. В настоящее время мне интереснее этот жанр, так как мне нравится иметь дело с реальными людьми, реальными историями.   

Комментарии (1)

Mani
Don't waste your time with Turks. They will never be our friends and we should never be their friends. How do you befriend someone when you know that he/she refuses to acknowledge the Genocide. Imagine a Jew who becomes a friend to any German, knowing that the German person denies the Holocaust. Shame on us! AMOT MEZ, vor azgi bative netum enk getin. Armenia and Turkey will never reconcile, and I will never reconcile with any Turks, Never, never, never!

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter