HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Армен Аракелян

Между паникой Азербайджана и безвыходностью армянской стороны

Министерство обороны Азербайджана распространило вчера заявление с угрозами в адрес Армении, предупредив о том, что если “враждебная сторона в очередной раз осмелится предпринять военные действия, то нанесенный вооруженными силами Азербайджана незамедлительный удар будет действенным и гибельным, что станет причиной больших потерь и разрушений”.

Надо полагать, что Баку тем самым пытается ответить на заявления министров обороны Армении и НКР о том, что на провокацию Азербайджана по уничтожению совершавшего учебный полет вертолета будет дан мощный и несоразмерный ответ. 

Этот ответ не следует уже шесть дней и столько же времени азербайджанские вооруженные силы не дают возможность подойти к вертолету и вывезти из зоны армянских летчиков, а точнее, их тела. И чем больше запаздывает обещанный армянской стороной контрудар, тем больше азербайджанские ВС нервничают, опасаясь, что запоздание обусловлено не несмелостью армянской стороны, а подготовкой какой-либо неожиданной операции. Короче говоря, распространяя подобное заявление, Баку фактически выдает охватившую его панику. У азербайджанцев уже есть печальный опыт. “Неожиданные” пощечины армянских вооруженных сил на совершенные этим летом диверсионные нападения азербайджанцев были настолько впечатляющими и болезненными, что они до сих пор не могут оправиться от их последствий. И подобными угрозами Министерство обороны Азербайджана пытается предотвратить возможный неожиданный удар армянской стороны. Весь смысл в том, что если армяне решат пойти на “авантюру”, то это перерастет в полномасштабную войну. Иными словами, Баку с самого начала пытается сдержать армянскую сторону перспективой возобновления войны.

На угрозы Баку армянская сторона ответила устами пресс-секретаря Министерства обороны РА Арцруна Ованнисяна. Последний, однако, не ответил непосредственно на угрозы, а, сославшись на международное гуманитарное право, коснулся ответственности Азербайджана в ситуации, сложившейся вокруг армянских летчиков. Было бы наивно на подобные угрозы оборонного ведомства Азербайджана отвечать в том же тоне. Однако подтекст ответа состоял в том, что все зависит от дальнейших шагов Баку: если азербайджанская сторона не будет руководствоваться международными конвенциями в плане сохранения летчиков или их тел, то ничего исключать нельзя.     

Изначально было ясно, что эмоциальные заявления о мощном контрударе, сделанные сразу после уничтожения вертолета, должны были заставить противника мобилизовать свои ресурсы и подготовиться к защите. Мало того, нынешнюю тактику обстрела места падения вертолета и недопущения к нему представителей армянской стороны нужно считать следствием именно таких заявлений. Азербайджанцы не так наивны, чтобы не понимать, что если армянские силы не прибегли к карательным действиям сразу после уничтожения вертолета, то они не сделают это до тех пор, пока не вернут летчиков или их тела. А тем временем они будут иметь полноценную возможность подготовиться не только на данном участке линии соприкосновения, но и вдоль всей линии границы.  

Кстати, этот шестидневный период был необходим азербайджанской стороне для того, чтобы направить стрелки международной общественности против Еревана и Степанакерта. Поскольку только в этом случае международная общественность и в частности ОБСЕ и Минская группа потребуют от армянской стороны не обострять ситуацию и тем самым всю ответственность за возможную эскалацию напряженности возложат на нее.

В этом плане реакция МО РА больше похожа на дипломатический шаг, поскольку, во-первых, акцент делается на готовность армянской стороны решить вопрос возвращения летчиков в политической плоскости, на основе взаимных договоренностей, во-вторых, отвлекает внимание противника от намерения дать адекватный или неадекватный ответ на уничтожение вертолета.    

Однако факт, что чем дольше армянская сторона занимается подобными дипломатическими маневрами, тем больше ограничивает свои возможности для нанесения контрудара. Сегодня личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспршик проведет очередной мониторинг в направлении Аскерана. Он пообещал побывать на месте падения вертолета, внести конкретику в неопределенную ситуацию, связанную с летчиками и, возможно, взять на себя роль посредника в вопросе их возвращения.  

Однако эта “услуга” имеет цену, и не исключено, что такой ценой станет получение гарантий воздержания от карательных действий. Если Степанакерт и Ереван дадут такие гарантии, то в дальнейшем в случае осуществления каких-либо действий международная общественность именно на них возложит ответственность за обострение ситуации или возобновление войны. Но с другой стороны в случае уклонения от карательных действий Азербайджан еще больше обнаглеет и от безнаказанности впадет в полную эйфорию со всеми вытекающими из этого последствиями. Вот перед каким выбором стоит сейчас армянская сторона.   

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter