HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Армен Аракелян

Почему Азербайджан говорит только о мирном урегулировании проблемы НК

Очередная встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана состоится в январе 2013 г. Министры ИД двух стран Эдвард Налбандян и Эльмар Мамедъяров дали на это согласие после отдельных встреч с сопредседателями Минской группы ОБСЕ, которые состоялись в рамках проходящей в эти дни в Дублине 19-ой сессии Совета глав МИД ОБСЕ. Конкретно когда и где пройдет очередной раунд переговоров министров ИД двух стран, сказать трудно. 

После состоявшегося на минувшей неделе визита в зону конфликта сопредседатели в своем итоговом заявлении отметили, что стороны согласились продолжить переговорный процесс на уровне министров иностранных дел. Учитывая критическое усиление напряженности в зоне конфликта вплоть до локальных столкновений и диверсионных атак, которые начались после провала подписания основополагающих принципов летом прошлого года в Казани, это можно считать самым большим достижением сопредседателей МГ в уходящем году.  

Тем самым они подтвердили возникшие у международного сообщества в результате усилий Азербайджаном подозрения в том, что Минская группа и построенный на ее основе переговорный формат полностью исчерпали себя. А когда в конце октября этого года в Париже посредники представили министрам ИД Армении и Азербайджана новые идеи урегулирования или ослабления напряженности, а спустя месяц совершили визит в регион с целью ознакомления с официальной позицией Еревана, Степанакерта и Баку по новым инициативам, Баку лишился своего козыря – спекулирования отказом от формата МГ.  

В настоящее время Азербайджану не осталось другого выхода, кроме продолжения переговоров на уровне глав МИД, о чем свидетельствует также тактика отказа в последнее время от вооруженных провокаций на линии соприкосновения и значительного ослабления интенсивности обстрелов армянских позиций.  

Неслучайно, глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров в своем выступлении на заседании Совета министров ИД ОБСЕ в Дублине хотя и в очередной раз предложил вместо подписания документа об основополагающих принципах сразу приступить к работам по разработке большого договора о мире, что было отклонено и сопредседателями, и армянской стороной, тем не менее, как передает агентство “Регнум”, подчеркнул, что мирное урегулирование конфликта не имеет альтернативы.  

Это заявление Мамедъярова примечательно тем, что всего несколько недель назад президент Азербайджана Ильхам Алиев выступил с громким заявлением о том, что если посредники не смогут или не попытаются заставить Армению согласиться на приемлемое для азербайджанской стороны разрешение конфликта, то Азербайджан оставит за собой право прибегнуть к вооруженному решению проблемы. Противоречие между подходами президента и министра ИД Азербайджана свидетельствует не столько о тактических тонкостях, сколько о реально безвыходном положении Азербайджана.  

В рамках дублинской сессии вчера было распространено совместное заявление руководителей дипломатических корпусов стран-сопредседателей МГ ОБСЕ – министра иностранных дел России Сергея Лаврова, госсекретаря США Хиллари Клинтон и министра по европейским вопросам Франции Бернара Казенева, которое отличилось своим сдерживающим значением. Во-первых, они сослались на известные совместные заявления президентов США, России и Франции в д'Аквиле в 2009 г., Мускоке в 2010 г., Довиле в 2011 г. и Лос-Кабосе в 2012 г., в которых подчеркивалась необходимость урегулирования конфликта исключительно мирным путем, на основе трех известных принципов Хельсинкского Заключительного акта ОБСЕ.   

Тем самым в очередной раз констатируется, что для сопредседателей МГ ОБСЕ и в целом для международного сообщества правовой базой и основой урегулирования является именно Хельсинкский Заключительный акт, в котором принципы территориальной целостности, равноправия и самоопределения народов, недопустимости применения силы или угрозы ее применения являются равнозначными категориями.  

Таким образом, принятые ООН в 1992-93 гг. четыре известные резолюции,  в которых не учитываются интересы армянской стороны, и постоянные попытки Азербайджана ссылаться на них на данном этапе блокируются. Это более чем прозрачный намек на то, что международное сообщество уже предметно мирится с правом на самоопределение Нагорного Карабаха.

Содержащийся в заявлении другой важный акцент состоит в том, что “руководители Армении и Азербайджана должны подготовить людей к тому дню, когда они вновь будут жить как соседи, а не как враги, уважая культуру, историю и традиции друг друга”. Если учесть откровенно поощряемые президентом Азербайджана попытки исказить исторические факты и создать искусственные исторические предпосылки для притязаний на территорию и культурные ценности Армении, то дублинское заявление можно воспринять как предупреждение главным образом в адрес Баку.

Дублинское заявление имеет еще один примечательный подтекст. Дело в том, что в нем страны-посредники выражают сожаление по поводу того, что не оправдались их ожидания добиться скорейшего мирного урегулирования, которые вытекали из подписанного в январе 2012 г. в Сочи совместного заявления президентов Армении, Азербайджана и России, вместо чего “стороны зачастую искали в переговорном процессе одностороннее превосходство, не стремясь достичь основанного на взаимопонимании согласия”. 

Однако сочинское заявление было направлено не столько на скорейшее достижение мирного урегулирования, поскольку за 6 месяцев до этого в Казани Азербайджан в самый решающий момент, к счастью для нас, сорвал подписание этого документа, сколько на осуществление мероприятий, направленных на установление взаимного доверия между двумя сторонами и в частности на расширение гуманитарных связей разработку механизмов международного расследования трагических инцидентов, происходящих на линии соприкосновения.

Позже к ним прибавилось также требование отвести с линии соприкосновения снайперов. Однако в июле 2012 г. министр иностранных дел Азербайджана официально заявил, что они отказываются отводить снайперов и участвовать в разработке механизмов расследования до тех пор, пока армянская сторона не выведет свои вооруженные силы с “оккупированных” территорий.

Очевидно, что содежащаяся в дублинском заявлении критика “стремления к превосходству” и срыва переговоров адресована в основном Азербайджану. 

Как нынешние тенденции в переговорном процессе, так и содержание сделанного в Дублине заявления показывают, что идет процесс принуждения Азербайджана к продолжению переговоров по “добровольно-принудительному” принципу. Для армянской стороны это имеет два значения. Во-первых, тем самым сдерживается возобновление войны, и международное сообщество пытается добиться того, чтобы Алиев вообще забыл об этом варианте. Во-вторых, несмотря на требование изменить статус-кво, перенос акцентов с урегулирования конфликта на исключение возобновления войны сам по себе означает сохранение существующего статус-кво. Более того, тем самым ответственность за сохранение статус-кво возлагается не Армению, а именно на Азербайджан в случае срыва переговоров по урегулированию.   

В результате постепенно созревает идея о том, что статус-кво является необходимостью с точки зрения как исключения возобновления войны, так и в особенности обеспечения гарантий безопасности населения НК. Это на время освобождает армянскую сторону от необходимости подчиняться формулировке “территории в обмен на статус” и руководствоваться формулировкой “перспектива избежания войны в обмен на уступку статуса”, поскольку и МГ ОБСЕ, и международное сообщество, работая непосредственно на сдерживание Азербайджана, уже берут на себя ответственность как за возобновление, так и за исключение широкомасшатбных вооруженных действий.  

Тем самым МГ постепенно превращается из посредника в своего рода сторону конфликта.

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter