HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

“Я без гор не могу. Как только снег растает, отправимся в горы…” – говорит 94-летний ветеран войны

Из-под тонкого слоя снега проступает земля. На дворе холодно, поэтому мы сразу заходим в дом. 94-летний Сурен Мовсисян, сидя у печки, читает биографии советских маршалов. Читает без очков.

Увидев нас, дед Сурен отложил книгу в сторону и поздоровался.

Вместе с фотографом Акопом Погосяном мы отправились снимать ветеранов Великой Отечественной войны.

Во время фотосъемки дед вновь берет книгу и показывает нам фотографию маршала Баграмяна. Жена ветерана, Айкуш Мовсисян, сидит в инвалидном кресле. В прошлом году она упала и сломала ногу. Пожилые супруги живут в селе Шенаван Арагацотнской области. Поженились еще во время Великой Отечественной войны. Дед Сурен вернулся с фронта раненным. В то время 20-летняя Айкуш работала в сельском магазине. Сегодня бабушке Айкуш тоже 94. Она помнит, что война началась 22 июня 1941 года. Тогда всех мужчин села забрали на фронт. В Шенаване остались только женщины, дети и старики. На войну отправились 79 шенаванцев, вернулась лишь половина из них.

Сурен Мовсисян был призван в армию в 17 лет. Перед отправкой на фронт он прошел в Дилижане 6-месячные курсы военного обучения, получил звание сержанта, был разведчиком.

“Мы прошли с боями от Орла до Бреста. Я трижды был ранен. По приказу Сталина, имевшие три ранения демобилизовались. Вернулся домой в 1945-ом. Война еще не была закончена. Один раз меня ранило в бедро, второй раз – в этот бок, в щеку попал осколок, сломал зубы. Сейчас у меня протез”,- говорит ветеран.  

Вспоминая события военных лет, Сурен Мовсисян останавливается на некоторых эпизодах. “В Беларуси мы отправились в разведку. Враг заметил нас и выслал вперед танки. Дорога шла вверх, а рядом был канал. Танки ехали друг за другом. Я отполз к каналу, лег. И вдруг один из танков начал приближаться ко мне. Я подумал о том, что сейчас он меня задавит. Я был в маскхалате из белого брезента, чтобы на снегу не было видно. Танк вплотную подъехал ко мне, но двигаться дальше не стал, только руку мне повредил… ” - рассказал дед Сурен.

“После войны,- продолжил он,- начался голод. Люди ради куска хлеба готовы были на все. Ели даже корм для скота. Но в нашем селе, Шенаване, жили лучше, чем в других районах Армении. Председатель колхоза был человеком рисковым, умел доставать хлеб, к тому же мы в поле работали”.

Вернувшись с фронта, Сурен Мовсисян начал работать в школе военруком. Жена работала в детском саду. Оба довольны прожитой жизнью. У супругов 98 детей, внуков, правнуков…   

Для 94-летнего ветерана самое важное в жизни, чтобы люди жили дружно, радостно. “Я без гор не могу. Как только растает снег, отправимся в горы есть-пить... Поэтому я так долго живу”,- сказал ветеран. Затем, обратившись к нам, отметил, что, наверное, редко бывает, когда супруги живут вместе так долго - 74 года.  

Комментарии (2)

Կարեն
Պապս 98 տարեկան է, ՀՄՊ մասնակից վետերան, հիմա ողջ է, առողջ, ու էս մարդիկ են մեր հերոսական պատմության հենասյուները։ Ափսոս, որ տարեցտարի նրանց թիվը պակասում է։ Առողջությու՜ն բոլոր վետերաններին ու հավե՛րժ փառք բոլոր նրանց ովքեր մեզ հետ չեն արդեն։
Արտակ Չ
Հրաշք է, իսկական հրաշք։ Ծափահարություններ պապին ու տատին։ Տարոսը մեզ։

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter