HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Немецкий плен, несостоявшаяся ссылка и любовь с первого взгляда: история одной жизни

“Проходи, дорогая. Хоть бы заранее предупредили о вашем приходе…”,- упрекнула нас, открывая дверь, жительница Ванадзора Ангелина Срапян.

Комната с множеством растений буквально дышала жизнелюбием 88-летней женщины. Невольно подумалось о том, откуда у пережившей немецкий плен этой пожилой женщины столько энергии, которую она еще и передает всем, кто с ней общается.

“Я сейчас пишу стихи, раньше писала прозу. Написала уже много, только вот с изданием есть трудности”,- призналась нам Ангелина Срапян.

Она родилась в 1931 году в Каракилисе (бывший Кировакан, ныне Ванадзор). Ооднако после нападения Германии мать изменила даты рождения троих детей на более поздние, чтобы уменьшить их возраст. Семья также изменила фамилию Киракосян на Срапян. Дело в том, что Киракосяны были известны как коммунисты, и мать Ангелины взяла фамилию от имени своего деда, Срапа.

Об этой истории наша собеседница написала книгу, которая была издана в 1984 году усилиями ее мужа.

Родители Ангелины родом из Западной Армении. В семье Киракосянов было четверо детей – две сестры и два брата. В августе 1940 года вся семья, за иаключение старшей сестры, которая училась в Кироваканском педучилище, переехала из Армении в Краснодарский край, село Эрзнджан, которое было основано переселенцами из Западной Армении.

Отец Ангелины в 1941 году отправился на фронт, вернулся с ранением и через несколько месяцев умер.

“В 1942-ом немцы заняли село (именно тогда мать Ангелины изменила паспортные данные и фамилию детей.- Авт.), а весной 1943-го нас увезли в Германию. Мы жили недалеко от Штутгардта. В плену были два года. Нас отвезли в Хайлброн, наверное, в какой-то спортзал, Это было пустое помещение с бетонным полом. Там находились представители разных наций. С нами были и родственники из нашего села. Ночью спали на полу, а утром нас построили в ряд и организовали что-то вроде аукциона, чтобы посетители выбрали нужных им работников. Гитлер пообещал выделить каждой немецкой семье столько работников, сколько членов данной семьи участвовало в войне”,- рассказала 88-летняя женщина.

Четырех членов семьи Срапян забрал пожилой немец, но у него в доме остались только 12-летняя Ангелина и ее старший брат, а мать и младшего брата взяли к себе две другие семьи.

Родные могли встречаться только по воскресеньям. В остальные дни они работали на своих “хозяев” и вместе с ними. Немец, у которого жила Ангелина, был богатым, имел огромные поля, сады, выращивал пшеницу, картофель, свеклу, использовал хорошую сельхозтехнику.

“Семья имела много животных, были даже голуби. Раз в неделю мы ели голубятину”,- сообщила наша собеседница. По ее словам, немецкая семья была очень трудолюбивой, они работали в полях до полуночи, а вместе с ними работали и пленные. Возвращаясь с поля домой, маленькая Ангелина чистила от грязи всю обувь. Кроме того, она ухаживала за внуками немца. Вместе с Ангелиной и ее братом в доме богатого немца жил и один поляк. Это был попавший в плен военный.

После войны западные районы Германии перешли под контроль США, Великобритании и Франции. И тогда уже “хозяева” Срапянов оказались в статусе пленных. “Мы радовались тому, что и они, как и мы, оказались в плену”,- говорит пожилая женщина. 

После капитуляции Германии Срапяны вместе с другими пленными переехали в Лейпциг, который находился под контролем советских войск, а оттуда уже вернулись в Советский Союз. 3 сентября 1945 года семья переехала в Кировакан.

Однако в СССР побывавших в плену людей ждала трудная судьба. В 1948-49 гг. их как неблагонадежных элементов стали отправлять в Сибирь. Своей очереди ждали и Срапяны. Но вместо ссылки им как семье погибшего оказали помощь. Дело в том, что отец Ангелины был коммунистом, и никому в голову не могло придти, что его семья могла оказаться в плену.

Жизнь после плена

По возвращении в Кировакан Ангелина начала ходить в школу. Девочка хорошо знала русский, бегло говорила по-немецки. После 7-го класса она поступила на пчеловодческое отделение сельхозтехникума, где вступила в комсомол. Факт пребывания в плену девушка держала в секрете, в противном случае она не смогла бы стать комсомолкой.

“В 1952-ом я закончила техникум. С того времени по 1990-й год занималась пчеловодством”,- рассказала Ангелина Срапян.

“Любовь с первого взгляда, поверьте, существует…”

Историю знакомства с будущим мужем наша собеседница вспоминает с большой теплотой. Был сентябрь 1949 года. “В техникуме шел урок истории. Неожиданно дверь открылась, и в аудиторию вошли двое ребят. Это рассердило нашего преподавателя, но один из них сказал: “Не сердитесь, товарищ Сафарян, мы пришли выбирать девушку”. Парень стоял у входа, а я сидела в последнем ряду. На нашем курсе было 40 человек. Преподаватель растерялся, потребовал, чтобы они вышли из аудитории, на что парень сказал: “я уже сделал выбор” – и вышел”,- с улыбкой рассказала наша собеседница.

“Муж очень любил меня, и в этом был смысл моей жизни. Для издания моей книги он приложил больше усилий, чем я сама. Стоило кому-то из писателей приехать в Кировакан, как он приглашал его к нам домой, угощал…” – вспомнила Ангелина Срапян.

У прошедшей войну 88-летней женщины двое дочерей, один сын, семеров внуков и 8 правнуков.

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter