HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Марине Мартиросян

Молодые ученые призывают правительство глубже осознать роль науки

Анаит Ованнисян и Астхик Акопян - кандидаты биологических наук. Они более семи лет работают в Институте молекулярной биологии (ИМБ) Национальной Академии наук. Анаит – сотрудник лаборатории этногеномики, изучает генетическую историю и происхождение армян, Астхик – вирусолог, научный сотрудник группы по исследованию антивирусных механизмов.  

В беседе с Hetq.am молодые ученые коснулись высказывания премьер-министра Никола Пашиняна о том, что “сегодня в сфере науки много людей, которые утром приходят на работу, пьют кофе и возвращаются домой, а результаты их работы не видны”.

Пашинян заявил об этом 17 ноября, во время рабочего визита в Котайкскую область, отвечая на вопрос об увеличении финансирования науки. Премьер сказал, что будут требовать от ученых конкретных проектов, исходя из которых и будет осуществяться финансирование.

Астхик Акопян выразила сожаление существованием столь ошибочного мнения и тем, что с высокой трибуны можно принижать авторитет ученых. В одном случае это сделал глава правительства, в другом – спикер парламента Арарат Мирзоян, который во время обсуждения проекта госбюджета 2020 г. заявил, что сегодня наука не занимается актуальными темами.

“Мы не обижены, мы просто требуем, чтобы правительство очнулось и глубже осознало, чем занимаются ученые. Научная сфера Армении – одна из самых передовых в регионе. Армянские ученые работают гораздо лучше своих коллег из соседних стран, поддерживая тем самым честь страны”,- отметила Астхик.  

По ее словам, самой большой проблемой для науки является то, что даже после смены правительства осуществляемая в этой сфере стратегия не изменилась. “У прежнего правительства было ошибочное представление о науке, которое странным образом перешло к этому правительству. Это значит, что есть ответственные органы (в данном случае Академия наук и Комитет по науке), которые либо не объясняют должным образом премьеру, что из себя представляет наука в Армении, либо сами власти не хотят ничего слышать или получать информацию”,- отметила моя собеседница.  

По словам Анаит, в науке критерием результативности являются опубликованные статьи, и в этом смысле у Армении хорошие результаты, что подтверждает, в частности, известная в научной сфере площадка “Web of Science”. “У нас в стране более 4000 ученых, и каждый третий из них имеет опубликованную статью. По какому тогда критерию нас считают нерезультативаными?”,- с недоумением заметила Анаит.

Ученые говорят о нарушении закона

По словам молодых ученых, уже четвертый год нарушается закон РА “О научной и научно-технической деятельности”. Согласно этому закону, для финансирования научной и научно-технической деятельности государство каждый год выделяет из госбюджета субвенции в соответствии с ростом доходной части предыдущего бюджета. Выделяемые средства направляются на подготовку высококлассных научных кадров, повышение их квалификации, укрепление материально-техническуой базы научных организаций, разработку новых технологий и приобретение оборудования.              

“Например, если прошлогодний бюджет увеличился на 20 процентов, то на столько же должно увеличиться финансирование науки,- пояснила Астхик. – Однако в прошлом году это опять не было сделано со ссылкой на неэффективную работу. Хочу сказать, что это они работают неэффективно. У них был год на то, чтобы разобраться, кто работает неэффективно, кто плохо тратит их деньги. Я как рядовой ученый не виновата в том, что финансисты, различные структуры работают нерезультативно. На самом деле проблема именно в этом: если механизм работает плохо, то виноваты в этом не ученые”.  

По словам Астхик, даже при выделении государственных грантов государство не интересуется тем, как были потрачены деньги. “Я не знаю ни одного случая, чтобы после выделения гранта поинтересовались, что было сделано на эту сумму. Мы представляем отчеты, но я уверена, что их никто не читает, в противном случае не встал бы вопрос о неэффективности работы”,- отметила ученый-вирусолог.

“Науку нужно избавить от тендеров”

Институты НАН, будучи государственными некоммерческими организацаями (ГНКО), действуют в соответствии с государственными законами, отметили наши собеседницы. “У нас любая закупка осуществляется согласно закону “О закупках”. Это значит, что нужно объявлять тендеры и осуществлять закупки по самым низким ценам. Проблема в том, что в этом случае приобретение веществ и оборудования длится 2-3 месяца, что приводит к простою в работе. Между тем мы можем покупать все необходимое на онлайн-площадках, по более низким ценам и намного быстрее”,- отметила Астхик Акопян, подчеркнув необходимость покупки без тендеров хотя бы веществ и оборудования для научных опытов, что позволит сэкономить время и более эффективно потратить деньги.  

“Грант Комитета по науке выдается на 24 месяца. Первые три месяца уходят на тендеры, из-за чего потом приходится работать с большей нагрузкой. А когда партия веществ заканчивается, возникает необходимость в новой закупке. И мы опять теряем три месяца, после чего вынужденно работаем день и ночь, чтобы уложиться в сроки. Между тем когда от нас требуют промежуточный отчет, никто не учитывает, что эти три месяца у нас ушли на ожидание”,- отметила Астхик.  

Для сравнения наши собеседницы привели другой пример. В случае получения грантов “ANSEF” (Armenian National Science and Educational Fund) ученые получают большую свободу действий, приобретают все необходимое на онлайн-площадках. Кроме того, они могут привлекать к работе студентов, что невозможно в случае с грантом Комитета по науке, так как получить государственный грант можно только спустя три года после окончания аспирантуры.

По словам молодых ученых, каждый год грант “ANSEF” получают 30 человек, но на самом деле высокие баллы имеют 60 ученых. Девушки предлагают, чтобы научную работу остальных тридцати человек финансировало государство.

Анаит и Астхик обратили внимание и на то обстоятельство, что уже два года не действует Программа содействия молодым ученым, в которой участвуют и получают помощь сотни научных работников в возрасте до 35 лет. По словам Анаит, свертывание этой программы в условиях и без того скудного финансинрования стало ударом по молодым ученым. Однако власти как будто не собираются возобновлять эту программу или начать реализовать какую-то другую.  Между тем в рамках этой программы удавалось приобретать оборудование, участвовать в конференциях, печататься в международных журналах, получать премии.

“Наука пребывает в коме”

“В Армении наука пребывает в коме, но, тем не менее, продолжает подавать признаки жизни. Остается только назначить правильное “лечение”, чтобы она окончательно пришла в себя. Наука не может развиваться только за счет ресурса работающего на голом энтузиазме ученого”,- подчеркивает Астхик Акопян, отмечая, что сегодня ученые получают очень низкую зарплату, работают в сложных условиях, без элементарной аппаратуры. “Эта аппаратура есть во всех зарубежных лабораториях, но поскольку у нас ее нет, приходится сотрудничать. Между тем вся идея этой работы принадлежит нам, они выполняют лишь небольшую ее часть, так как имеют нужное оборудование. Если б оно было и у нас, мы бы не обращались в другие лаборатории, а ездили бы к ним учиться новым методам”,- сказала Астхик.  

По ее словам, если в ближайшие два года в науке не произойдут изменения, она уедет из Армении. Астхик получила приглашения на работу за рубежом. “У меня была наивная мечта стать первой армянкой, получившей Нобелевскую премию. Эта мечта заставляет меня работать даже по выходным. Сейчас я не вижу в Армении возможность заниматься глубокими исследованиями, чтобы принести пользу человечеству и поднять флаг Армении”,- говорит Астхик Акопян.

Анаит Ованнисян уверяет, что сколько бы ни ездила работать за границу, все равно возвращается, так как здесь находится ее лаборатория. В Армении Анаит держит вера в то, что в науке все же произойдут изменения. Через несколько дней она должна уехать в Кембридж для продолжения совместной работы.

Фото: Ани Саргсян

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter