HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Марине Мартиросян

Азербайджановед: “Рано или поздно на переговорный стол будут положены принципы урегулирования “

Интервью с азербайджановедом Анжелой Элибеговой 

Г-жа Элибегова, несколько дней назад, касаясь последней встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана, Вы сказали, что фактически имеем переговорный этап, который разворачивается вокруг некоего документа. На чем основан такой вывод и чем, на Ваш взгляд, разрабатываемый сейчас документ будет отличаться от предыдущих документов?

Основание изложено в последовавшем за встречей в Женеве официальном сообщении. В нем четко указано наличие графика и повестки, говорится также об уточнении переговорных принципов и положений. Это значит, что уже имеем конкретную дорожную карту, которая, по всей видимости, является результатом трехдневных переговоров. А если есть конкретная повестка, значит, уже ведутся переговоры. Если стороны обязали выполнить договоренности 2019 года и инициировать в 2020 году новые, то должен быть документ, на основе которого стороны договариваются. Это необходимо даже в случае сугубо гуманитарных акций, в противном случае каким образом Минская группа может организовать, скажем, взаимные визиты – на основании устных бесед? Это несерьезно.

Что касается документа относительно решения основной проблемы, то армянская сторона настаивает на том, что на столе отсутствуют “мадридские принципы” со своими модификациями, азербайджанская же сторона утверждает, что они имеются.

В свою очередь сопредседатели Минской группы просят сохранять конфиденциальность и не сообщать подробности процесса. Если даже предположить, что в данный момент документа нет, то это не может длиться долго – Азербайджан просто не будет являться на переговоры для бесконечных обсуждений мероприятий по укреплению мира. Он не раз угрожал прибегнуть к вооруженному пути с целью оказания давления. Так что понятно, что бесконечно долго вести переговоры не удастся. Рано или поздно на стол будут положены принципы урегулирования. Трудно спрогнозировать, будут ли это старые принципы или каким-то чудом стороны придумают что-то новое, то, что за эти 25 лет никому не приходило в голову.

- Если переговоры уже начались и имеется конкретная дорожная карта, то вокруг чего стороны будут вести переговоры? Какие возможные компромиссные варианты будут обсуждаться, если, как уверяет армянская сторона, на столе нет “мадридских принципов”?

- Меня этот вопрос тоже очень интересует, но поскольку процесс впредь будет конфиденциальным, то об этом мы узнаем только после того, как документ будет готов.

- Параллельно женевской встрече посол США в Азербайджане встретился с представителями “азербайджанской общины” Нагорного Карабаха. Руководитель общины заявил, что их основное желание и требование – вернуться в Карабах и восстановить свою собственность. С другой стороны новые власти РА проводят политику по возвращению за стол переговоров представителей Арцаха. Можно ли говорить о том, что Азербайджан пытается уравновесить позицию армянской стороны, добиваясь подключения к переговорному процессу “азербайджанской общины”?

 - Да, однозначно пытается. И этот процесс начался со второй половины 2018 г., когда Никол Пашинян заявил, что Арцах должен вернуться за стол переговоров. Азербайджанская сторона очень быстро перестроилась и напомнила о своем старом предложении относительно межобщинных контактов. Речь идет о формате “2+2”, по которому Армения и Азербайджан ведут переговоры на одном уровне, а Степанакерт с так называемой азербайджанской общиной – на другом. Для нас этот вариант, разумеется, неприемлем. Уровень субъектности этой общины не должен быть равен уровню субъектности Степанакерта. Их максимум – представляющие интересы наших беженцев общественные организации. Однако за этот год азербайджанская сторона проделала большую работу. Руководитель структуры Турал Ганджалиев встречается с приезжающими в страну официальными делегациями, в том числе сопредседателями МГ, ездит в заграничные командировки, активно общается с послами, комментирует любой вопрос по Арцаху. А в воскресенье он идет на парламентские выборы как кандидат в депутаты от 122-го избирательноого округа Степанакерта.

- Никол Пашинян еще в прошлом году сказал, что если в переговорном процессе сформируется решение, которое будет  приемлемо для армянского народа, то вокруг него состоится общенациональное обсуждение, и решение тоже будет принято в общенациональном формате. Можно ли предположить, что, несмотря на сохранение на данном этапе конфиденциальности переговорного процесса, окончательный документ или предложения все равно будут обсуждаться в общенациональном формате?

- Свое решение в общенациональном формате армянский народ принял 30 лет назад, так что этот вопрос закрыт. Общественность не примет отступление даже на шаг от этой позиции ни референдумом, ни другим форматом. Более того, почему, когда армянская сторона предлагает найти решение, которое будет  приемлемо и для армянской, и для азербайджанской стороны, не спрашивают общественность, поддерживает ли она такой подход. А может, нам наконец скажут, что означает это положение новой официальной позиции, что это за решение. Скажем, входит ли в формулировку такого решения переселение азербайджанцев в Арцах.

- Что ожидать от уже начавшихся, как Вы сказали, переговоров?

- На данном этапе сосредоточатся на технических мероприятиях, на попытках создания атмосферы взаимного доверия, совместных визитах, которые не приблизят к решению самой проблемы, но создадут имитацию сближения позиций сторон. Азербайджан, конечно, не сделает ни одного шага в направлении подготовки к миру и отказу от армянофобской идеологии. Следовательно, больших ожиданий от этого процесса иметь не стоит, однако общественности это будет преподнесено как подвижка в процессе.

Фото с фейсбуковской страницы А.Элибеговой

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter