HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Тигран Паскевичян

“Приглушенная” война

“Познание мира для детей начинается с окружающей среды. Они одарены удивительной способностью, лазить повсюду, находить и исследовать все найденное. Дети, даже чувствуя опасность, продолжают разбирать и ковыряться. После взрыва, если остаются в живых, то, как правило, лишаются зрения, травмируют лицо, теряют конечности” – говорит фотограф Герман Авакян. В Карабахе и в приграничных районах Армении, он сфотографировал 50 детей пострадавших от бесконтрольных боеприпасов. Герман Авакян, уже который год пытается опубликовать брошюру, которая стала бы учебным пособием для школьников.

Последствия неосторожного “общения” с боеприпасами он намерен представить посредством фотографий потерпевших детей и рассказов про каждого из них. Пока что не удается опубликовать эту книгу. Сегодня, единственное, что отделяет минные поля от населения близлежащих сел, это таблички с надписью “Осторожно мины”.

Перед поездкой в Гадрут спрашиваю Германа об известных ему подобных случаях в этом районе Карабаха. Сразу вспоминает Эрнеста Чаляна, 9-летнего мальчика, который получил смертельные раны, в результате неосторожного обращения с, так называемой ”лягушкой”, прыгающей противопехотной миной. Потом напоминает одну из своих работ, где запечатлены сестры Эрнеста с последней фотографией брата. Лилит, одна из сестер Эрнеста, была рядом в момент взрыва. Сейчас у нее слабое зрение и осколок мины в голове.

Еду в село Ухтадзор Гадрутского района. Расспрашивая, нахожу дом Чалянов. Так как о случившемся уже знаю, меня больше интересует, как живет эта семья, которая потеряла единственного сына на войне, которая продолжается после окончания войны.

Мать Эрнеста, Алвард Чалян, вспоминает подробности случившегося: “Дети игрались во дворе, а я хозяйничала в доме, когда раздался сильный взрыв”. Взрыв, который в корне изменил жизнь Чалянов. “Сейчас мы чем-то занимаемся, чему-то радуемся, но в сердце радости нет, сломано оно”, - говорит Алвард.

Не будь этого несчастья, Эрнест пошел бы уже в десятый класс. Самое болезненное для матери то, что ее 9-летний сын ничего не успел увидеть в этой жизни. “Родился он во время войны, когда даже сахарного песка не было, даже одежды нормальной не было”, - говорит Алвард, пытаясь незаметно смахнуть навернувшиеся на глаза слезы, - “Растила его. Война окончилась, наступил мир, когда настало время жить и быть счастливым, его не стало”.

По сравнению с этим горем, годы войны, с ежедневными обстрелами теперь кажутся ей счастливыми, тогда хоть надежда была. Надеялась, что в один прекрасный день прекратятся военные действия и ее семья, в которой не было потерь во время войны, заживет мирной и счастливой жизнью.

По данным британской организации “ HALLO TRUST ”, занимающейся разминированием, в Нагорном Карабахе ежегодно погибает 50-60 человек, в результате неосторожного обращения с бесконтрольными боеприпасами. С 1993 года по сей день, пострадали более 1000 человек. Сколько еще будет жертв, если спустя 12 лет после прекращения военных действий, война продолжает “приглушенно” жить.

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter