HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Айкуш Асланян

Дайте умереть достойно

В помещении без самых элементарных бытовых условий, в том числе и без туалета, ничем не напоминающем убежище, под обшарпанной крышей, влачат свои бесславные дни 18 беженцев, многие из которых живут со своими семьями.

У нищеты - свой особенный запах, чтобы почувствовать его - достаточно посетить общежитие в г. Эчмиадзине по адресу Атарбекяна 101, где с 1988г. живут наши соотечественники, беженцы из Азербайджана.

“До сих пор никто не пришел и не поинтересовался нами, как будто нас не было и нет. Как мы живем, чем питаемся на пенсию в 10000 драм, как обогреваем пространство, называемое домом, - никого не волнует. Наверное, никто уже и не помнит, что 18 лет назад привезли и заполнили это место людьми”, - жалуется Амалия Оганезова.

Прервав соседку на слове и ставя на стол коробочку с фотографиями и медалями, беседу продолжает ветеран Отечественной войны, 84-летняя Кнарик Атабекян: “Годы моей молодости вытравила война, я потеряла мужа, а старость влачу в разрушенных стенах общежития. Я родину защищала, два раза была ранена, имею высокие награды и медали за заслуги. Сам Роберт Кочарян поздравил меня 7 мая с праздником победы и мира, наградил медалью. Но никому нет дела до старой женщины, чтобы она имела нормальную крышу над головой и прожила остатки дней со спокойной душой”.

Уже 18 лет жители общежития свой день начинают с «добычи» воды, которую ведрами несут из домов по соседству.

“Так больше нельзя: ведь у людей счетчики на воду. Уже несколько дней как закрыли ворота, чтобы мы не ходили туда за водой. Винить некого, но и трудно представить, как впредь можно решать вопрос воды. Мы достойны жалости - 70-80-летние больные, бессильные старушки: ведь каждый день поднимать воду на 3-й, 4-й этаж - нелегко. Пару дней назад, с ведрами на руках, я чуть не упала в обморок – мне помог Нахатакян (Нахатакян – один из жителей общежития, директор функционирующей по соседству с общежитием гимназии) ”, - рассказывала Грета Мовсесова.

“Какие только болезни я не заработал в этом доме: одни - по простуде, другие - из-за переживаний. Здесь все проблематично, начиная с туалета, который трудно посещать. Летом еще ничего – можно перебиться, а зимой, знаете, что делаем?” - спрашивает Вазген Саркисов и сам же отвечает, - “Справляем нужду в ведра и целлофановые пакеты, которые потом выносим. Спим, едим, варим и справляем нужду в одном помещении”.

На днях мэрию города посетила “делегация” из 5 беженцев с целью уведомления мэра города Эчмиадзина о проблемах газа, воды, топлива.

”В основном, их интересовал вопрос топлива. Поскольку у нас есть программа по выделению бедным семьям дровяного топлива, мы, соответственно, включили в нее и народ из общежития. Скоро им будет отправлен топливный материал”, - сказал мэр города Эчмиадзина Гагик Авагян, который обещал “делегатам” навестить всех лично и побывать в доме у каждого до конца года ”.

”Но он ничего не сказал нам про ремонт здания и выделение нам отремонтированных квартир”, - заметил один из “делегатов”.

”Мэрия города не правомочна распоряжаться нашим зданием”, - возразил участник Арцахской войны, командир первого добровольного Эчмиадзинского отряда, депутат ВС РА с 1991 по 1995гг., старожил общежития, Гамлет Нахатакян. “Строение до 1991г. являлось общежитием профтехучилища номер 27. в 91-м, когда я основал Нерсисяновскую гимназию, здание училища со своим общежитием было перечислено на расчетный счет гимназии. Так что, полномочия на него принадлежат только руководству этого очага образования”.

В 1988-1995гг. здесь было больше беженцев. Но при первой же возможности - многие разъехались по разным странам, некоторых обеспечили квартирой, 80-ти человек просто, за 18 лет, не стало, остальные 18 живут с надеждой получить квартиру.

“Мы обращались везде, куда возможно: к уполномоченному ООН по вопросам беженцев, в Управление по миграции и вопросам беженцев. В письменных ответах нам даются обещания, исполнения которых мы ждем уже много лет… сколько можно кормить людей обещаниями? Нам и жить то осталось совсем немного. Может, с решением намеренно тянут, чтобы нас не стало и вопрос закрылся? – это мнение Седы Хачатрян одобрили все, несущие бремя той же судьбы.

Кроме письменных ответов, по следам заявлений беженцев, прибыла комиссия. При посещении квартир заявителей в 10 часов вечера, первое, что попросили члены комиссии – это стакан воды. “И что?”, - спросила я, на что последовал ответ коменданта дома Араксии Сароян: “Не догадываетесь? Чтобы проверить: если мы дадим свежую воду, значит живем здесь постоянно, а если нет – то временные. Я рассердилась, сказала им: вы армяне или фашисты? Мало того, что пришли в 10 часов ночи, побеспокоили людей, еще и специальные проверки устраиваете?”

Гнев жительницы общежития Карины Каграмановой был по другой причине: “Семья моя состоит из семи человек: я, три мои дочери и двое внуков. Нам не дали квартиру “принципиально”, поскольку при двух посещениях одну из дочерей не обнаружили спящей в постели. Я им сказала, допустим, дочь моя гулящая: вечером уходит, а к утру приходит. Что это за причина? Говорю им, пока будете проверять документы соседей, я позвоню, и ребенок через 10 минут будет здесь. Мне же отвечают: не звони, если и придет твоя дочь – все равно, мы ее не отметим. Что это значит?” – обращает вопрос к нам г-жа Карина.

Ряд вопросов Карины дополнила Араксия Сароян: « Разве человеку не нужен дом, чтобы провести остаток жизни под собственной крышей и уйти в последний путь из собственного дома? И как не понимают, что это тоже вопрос чести: если не судьба была жить по-человечески, то и не судьба умереть достойно”.

Надежда жителей общежития на собственную квартиру тает с каждым днем, взамен им предлагается укрепление и ремонт общежития с последующей его приватизацией, о чем последние и поведали нам, дополняя, что не имеют надежды и на это. “Недавно нас посетили состоятельные люди: хотели купить здание. Все забеспокоились: нас всех могут выкинуть на улицу. Мы обратились в офис по делам беженцев ООН, откуда получили ответ, что пока нас не обеспечат новым пристанищем – никто выселять нас не имеет право. После этого мы немного успокоились, но разговоры о том, что здание собираются купить, не прекратились”, - говорит один из собравшихся вокруг нас беженцев.

Гамлет Нахатакян также подтвердил разговоры об интересующихся зданием людях. “Есть состоятельные люди, которые хотят его купить. Если я дам согласие, то можно представить состояние этих стариков: они просто окажутся на улице. Но можно же вместо их выселения отремонтировать здание и предоставить его людям в качестве постоянного жилья. И никто не заявится покупать дом, и беженцы будут довольны”.

Фото: Ануш Бабаджанян

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter