В представлении азербайджанцев и армян друг о друге больше мифов и стереотипов
Интервью с политологом Зафаром Гулиевым
- Какое место по влиянию на жизнь Азербайджана, общества, нации оказывает карабахский конфликт сегодня?
- С момента провоцирования армянами этого конфликта, он имел большое для нас значение, эта проблема была самой злободневной и больной. Увы, об этом приходиться говорить в прошедшем времени. Потому, что говоря о степени нынешней актуальности карабахского конфликта и его влиянии на жизнь страны, общества и нации, то с глубоким сожалением приходится признавать, что проблема все больше выходит из сферы влияния общества, и интерес к ней теряется. Во многом это связано с тем, что процесс урегулирования карабахского конфликта чрезмерно затянулся, никаких реальных подвижек нет, а общество устало от томительного ожидания и состояния неопределенности. Во многом в сложившейся ситуации повинны и власти Азербайджана, и Армении. В нашем случае, еще со времени управления страной Гейдаром Алиевым, власти Азербайджана приватизировали право на решение этой проблемы, отсекли от участия в ней общество и общественные организации. Во многом это связано с тем, что в Азербайджане установился авторитарный режим управления государством. И сегодня нам лишь приходиться констатировать, что карабахский конфликт не оказывает на жизнь азербайджанского общества большого влияния.
- Каковы экономические, людские и прочие потери (приобретения), связанные с карабахским конфликтом?
- После перевода карабахского конфликта из плоскости военного противостояния нынешнее состояние «ни войны, ни мира», нужно констатировать, что людские потери перестали носить массовый характер. Но потери есть и сегодня. Мы все прекрасно знаем о перестрелках на линии фронта, уносящих жизни не только солдат, но и мирных жителей. Что касается экономических потерь, то для Азербайджана они более очевидны. Была оккупирована значительная часть территории страны, делая невозможным освоение этих земель. Кроме того, тяжелым бременем на экономику Азербайджана легли расходы на беженцев и вынужденных переселенцев. Прибавьте к этому и массу затрат, которые Азербайджан был просто вынужден регулярно нести. Я говорю о чрезмерных, на мой взгляд, затратах на содержание армии и усиление ее боеспособности. В то же время, в последние годы власти Азербайджана и официальная пропаганда нашей страны пытаются уделять больше внимания не потерям нашей страны в карабахском конфликте, а указывают на интенсивное развитие экономики, озвучивая данные, согласно которым Азербайджан является лидером региона по всем экономическим показателям. Я не считаю, что это правильный путь.
- Как относятся общества наших стран к сложившемуся статус-кво, на кого «работает время» в карабахском конфликте?
- Сегодняшнее состояние, как переговорного процесса, так и общее положение дел в вопросе урегулирования карабахского конфликта не устраивает общество, граждан нашей страны. Но отстранение властями нашей страны азербайджанского общества от участия в решении карабахской проблемы, привело к индеферентности общества. Кроме того, отсутствие реальных подвижек в решении конфликта уже утомило общество. Что же касается тезиса о том, что завтра можно будет сделать то, что не удалось сделать сегодня и вчера, то отечественная пропаганда, ряд независимых экспертов и определенная часть населения Азербайджана, считала и считает, что «время работает» на Азербайджан.
В качестве довода указывается на то, что экономическое преимущество Азербайджана над Арменией обязательно приведет к решающему военному превосходству над этой страной и обеспечит возвращение оккупированных территорий. Я не оспариваю тезис об экономическом преимуществе Азербайджана над Арменией, но его нельзя так однозначно привязывать к карабахской проблеме. На мой взгляд «время работает» на тех, кто расходует его на реальное усиление собственных позиций. К сожалению, мы видим, что многие процессы в Азербайджане носят имитационный характер. Мы не использовали нефтяной и геополитический факторы, экономическое превосходство нашей страны над Арменией в течение прошедших 10 с лишним лет для усиления собственных позиций в карабахском конфликте. И где гарантия, что в дальнейшем мы сможем использовать озвученные выше факторы? Я считаю, что если сохранятся негативные тенденции в экономической и политической жизни страны, то « время не будет работать» на Азербайджан. Наоборот, время «будет работать» против тех реальных шансов, которые упустил Азербайджан для решения карабахского конфликта в свою пользу.
- Чего больше в представлении азербайджанского и армянских обществ друг о друге (мифов, отрицательной предрасположенности или оценок, исходящих из реальной ействительности)? Знают ли азербайджанцы и армяне друг друга?
- Мои собственные наблюдения, сделанные на основе общения с армянскими аналитиками и журналистами говорят о том, что существует очень большое количество мифов и стереотипов, а реальной и адекватной информации друг о друге у нас мало. Не чувствуется и особого желания оценивать друг друга вне сложившихся стереотипов и враждебной ауры, которая витает над отношениями между азербайджанцами и армянами после того, как разгорелся карабахский конфликт. Поэтому любые контакты, даже на уровне наиболее деполитизированных представителей Азербайджана и Армении ведутся под прессом устоявшихся и подчас необъективных стереотипов. Кроме того, официальные СМИ наших стран лишь усиливают жизнестойкость этих стереотипов. Спасительной соломинкой в данном вопросе могла бы стать народная дипломатия, но ее тоже нет. Любые робкие попытки наладить подобного рода контакты пресекаются как в Армении, так и в Азербайджане.
- Может ли карабахский конфликт иметь решение, которое удовлетворит и азербайджанское и армянское общество?
- Вряд ли. Сегодня общества как Армении, так и Азербайджана не готовы к тому, чтобы пойти на реальные компромиссы в карабахском конфликте. Общества наших стран отвергают и последние предложения, сделанные сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Кроме того, лимит этих компромиссов, по крайней мере, с азербайджанской стороны, практически исчерпан. Поэтому я не думаю, что в ближайшее время может быть найден вариант урегулирования карабахского конфликта, который устроит и азербайджанское и армянское общество.
Интервью Акпера Гасанова
Написать комментарий