HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Бейрутский апокалипсис: очевидцы-армяне – о взрывах в ливанской столице

4 августа Варанда Якубян, как обычно, зашла в кафе, которое находилось недалеко от порта в Бейруте. Девушка часто приходила сюда после работы, чтобы немного отдохнуть. Однако в последнее время из-за коронавируса посетителей в кафе было мало. Тем не менее, во вторник, 4 августа, в городе чувствовалось оживление, поскольку до этого Бейрут находился в 5-дневном “локдауне”. Люди спешили на работу, по делам. Вечером Варанда зашла в кафе, где было много молодежи. Не успела она сесть за столик, как послышался сильный взрыв. Люди в кафе оцепенели. Во время первого взрыва все предположили, что пролетел военный самолет, что для ливанцев было обычным явлением. Вскоре, однако, раздался более мощный взрыв, и кафе в считанные секунды превратилось в руины.

“Почти все находившиеся в помещении, в том числе и я, получили ранения. Люди были потрясены, потому что никто не мог понять, что произошло. Вокруг меня все было разрушено, повсюду была кровь… С трудом придя в себя, я поняла, что меня завалило осколками стекол. Через несколько минут мне позвонили родители, которые находились в Бурдж Хаммуде (армянский пригород Бейрута) который тоже сильно пострадал. С трудом выбравшись из-под завалов, я увидела страшную картину: разрушенные дома, смятые автомобили, бегающие в страхе по улицам раненые…” – рассказала Варанда. На помощь девушке пришел брат.

Все тело Варанды было в порезах, ей выбило два зуба. Девушку доставили в организацию “Крест помощи ливанским армянам”, местный филиал “Союза армянской помощи”. Здесь из ее тела извлекли множество осколков. Позже Варанда узнала, что взрывы произошли в порту. “Если даже все раны исцелятся, а здания будут восстановлены, мы еще долго будем ощущать последствия этой катастрофы, потому что потери очень велики, особенно человеческие. Народ Ливана требует справедливого наказания для всех виновных в этом преступлении”,- сказала Варанда Якубян. 

В тот же день Вазген Чекиджян возвращался из Еревана в Бейрут.

Во время взрыва, то есть в 18:10 по бейрутскому времени, самолет ливанской авиакомпании “Middle East Airlines” находился в воздухе. Посадка в аэропорту, расположенном на юге столицы, была предусмотрена в 19 часов. Во время полета пассажиры ничего не почувствовали и только после приземления узнали о произошедшей трагедии. Вазген Чекиджян вспоминает, что заказал такси, которое приехало с получасовым опозданием. Дорога от аэропорта до дома Чекиджяна занимает минут 20, однако ему пришлось ехать около часа. Несмотря на то, что полиция перекрыла все улицы, водителю такси удалось проехать мимо порта. “По дороге я увидел развалины, поваленные деревья, разрушенные балконы домов. Когда проезжали рядом с портом, слева было море, а справа – руины… Домой я приехал очень подавленным”,- рассказал Вазген Чекиджян.

4 августа Санаин Таврос находилась на севере страны. Вернувшись в Бейрут, она увидела совершенно другой город – полный неописуемой боли.

По словам Санаин, ливанцам часто приходится испытывать потрясения как в политическом плане, так и в плане безопасности. Ее родители пережили 15-летнюю гражданскую войну, о которой часто вспоминают. “В 2006 году наша страна воевала с Израилем. Мы различаем звуки самолета, бомбежки, мы видели обрушенные дома, погибших, оставшиеся бездомными семьи. После 2005 г. стали свидетелями 15 политических убийств. Тогда тоже были разрушения, погибшие, раненые… Мы прошли через все это, но то, что произошло 4 августа, не имеет объяснений”,- сказала наша собеседница. 

Санаин и ее семья не пострадали. Их дом находится  достаточно далеко от порта, поэтому не был разрушен. Но когда видишь, сколько людей погибли, получили ранения, лишились домов, испытываешь неимоверную боль, говорит Санаин. В результате страшных взрывов погибли более 150 человек, 5000 получили ранения, 300 тысяч стали бездомными. По словам Санаин, люди очень надеялись, что ситуация в Ливане, который и до взрыва испытывал серьезные политические и экономические трудности, улучшится, поэтому не уехали из страны. Однако сегодня никто о хорошей жизни не думает, все хотят только одного – лишь бы хуже не стало...

Для Санаин очень важно, что в эти дни в адрес народа и армянской общины Ливана звучат слова поддержки из Армении, Арцаха и Джавахка. Незнакомые люди интересуются, чем помочь. “Человеческие потери, лишившиеся домов люди, разрушенные дома, магазины, церкви, культурные и молодежные организации – одним словом, все, что составляло активную жизнь общины, придется восстанавливать заново”,- сказала Санаин. Всем желающим оказать помощь она предложила принять участие в сборе пожертвовавний, который организуют “Союз армянской помощи” и Общеармянский фонд “Айастан”.

Во время взрыва 4 августа Мкртич Аветанян находился на улице, в нескольких кварталах от порта. Во время первого взрыва ему показалось, что Израиль атаковал Ливан. По словам Мкртича, услышав первый взрыв, люди сразу же взглянули на небо, где виднелось солнце. Потом всех настигла ударная волна, и солнце исчезло.  

“Было ощущение, что наступил конец света. Очень страшно, когда, находясь на улице, ты видишь, как машины поднимаются в воздух, и чувствуешь, что тебя тоже поднимает волна, но ты не знаешь, что произошло”,- говорит Мкртич, который, к счастью, не пострадал. Зато в его доме выбиты все стекла, повреждены стены. Мкртичу повезло, что во время взрывов он не находился на работе. Два года назад он открыл в Бейруте кафе-бар, который был полностью разрушен вторым взрывом. 

По словам нашего собеседника, этот квартал напоминает поле боя: разрушенные здания, магазины, кафе, столовые… Мкртич говорит, что даже если он восстановит свое кафе, этот район все равно уже полон скорби. 

Молодой человек сейчас без работы. Вообще эта сфера переживает в Ливане тяжелые времена, что обусловлено возникшими в стране экономическими проблемами. Произошедшая катастрофа может стать сигналом к переезду Мкртича в Армению. Об этом он задумался еще год назад. “Я, по всей видимости, перееду в Армению и открою свой бизнес. Мне там очень нравится, а здесь уже трудно”,- признался Мкртич Аветанян.

Во время взрывов Патил Геворкян вместе с матерью возвращалась домой с рынка. Когда раздался первый взрыв, мать и дочь не поняли, что произошло, потом увидели, что люди смотрят на небо. А во время второго взрыва они почувствовали сильный толчок. Стали обзванивать родственников. Отец Патил во время взрывов находился недалеко от порта, но, к счастью, не пострадал, только автомобиль получил повреждения. 

Сейчас Патил вместе с другими молодыми людьми участвует в работах по очистке армянских кварталов. По словам девушки, в Бурдж Хаммуде работы уже завершены, так как этот пригород пострадал меньше. 

“Я не думаю о будущем. Со вторника мы живем только сегодняшним днем, думаем о том, как помочь людям. Каждый из нас пытается по мере своих сил помогать другим”,- сказала Патил Геворкян. 

Фото: “Getty Images” 

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter