HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Гриша Баласанян

Переехавшие из Арцаха в Армению дети видели лицо войны, что вызвало у них психологические проблемы

После того, как 27 сентября Азербайджан развязал войну против Арцаха, ГНКО “Армавирский территориальный центр педагогической и психологической помощи” принял приехавшие из Арцаха семьи – всего 54 человека.

Психолог ГНКО Оля Гиносян в беседе с Hetq.am сказала, что была проведена работа с женщинами и детьми, которые нуждались в психологической помощи. По словам нашей собеседницы, психологическая помощь почти не требовалась детям до 11 лет, так как они так и не осознавали в полной мере всю серьезность момента. Дети в основном играли, занимались рисованием и забыли о страшной реальности. Они настолько не понимали суть случившегося, что часто звонили отцам на передовую с различными просьбами или жалобами.

В совершенно другом состоянии находились подростки от 12 до 17 лет. По словам Оли Гиносян, дети этого возраста при переезде в Армению видели тела погибших, разрушенные дома, здания, раненых солдат, что произвело на них глубокое впечатление.   

К примеру, когда в рамках психологической работы подросткам было поручено нарисовать рисунки, они нарисовали только войну – танки, оружие, солдат, позиции. А вечером во время часа пения отказывались петь, ссылаясь на то, что в Арцахе идет война. В начальный период они даже отказывались от еды, уединялись в своих комнатах.

Когда им было предложено выразить свои эмоции с помощью цветов, дети от 12 до 17 лет выбрали в основном мрачные цвета – черный, коричневый, темно-серый...

По словам психолога, это обусловлено внутренним миром подростков, неопределенностью будущего, представлениями о смерти и т.д.

Оля Гиносян считает, что с детьми нужно вести регулярную работу, в противном случае у них может появиться страх, что то же самое может случиться с ними.

Детей боялись даже шума самолетов. Наша собеседница рассказала, что Армавир находится недалеко от аэропорта “Звартноц”, и гул турбин самолета вызывал у подростков страх, им казалось, что в Армении тоже военная ситуация.

“Очевидцев волновало, в каком состоянии находился раненый военнослужащий, которого они видели по дороге, была ли оказана ему помощь, жив он или нет. Эти мысли не давали им покоя. Они находились в состоянии неопределенности, видели, что их мамы плачут, получают различного рода информацию, и все это негативно сказывалось на детях”,- отметила психолог.

Девочки 12-17 лет часто испытывали чувства страха и тревоги.Они даже не хотели возвращаться в Арцаха. Совсем другая ситуация была в случае с мальчиками. Большинство из них хотело вернуться в Арцах, чтобы защищать границу, чтобы их “мамы и сестры не плакали”.

Психолог считает, что после возвращения в Арцах у детей возникнет много вопросов. Родители должны представить детям ситуацию трезво, без лишних эмоций.

“Однако сегодня родители не готовы вести откровенные беседы с детьми, они сами нуждаютися в писхологической помощи. Тем не менее, родители должны осознать, что их психологическое состояние может передаться детям. Последние обычно копируют своих родителей, поэтому их поведение очень важно для писхологического здоровья ребенка”,- отметила Оля Гиносян, добавив, что сегодня взрослые находятся в худшем психологическом состоянии, чем дети.

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter