HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Сара Петросян

“Мы привезли с собой большую кредитную историю, чемодан с одеждой и наших попугаев…”

“В начале войны мы уехали из Пакаана в надежде вернуться через несколько дней. Но мы не знали, что покидаем село навсегда. Мы оставили там то, что создавали на протяжении 25 лет. Сюда приехали с пустыми руками”,- говорит Рита Бабаян, пытаясь скрыть печаль в глазах.

Переехавшая 25 лет назад из Гарни в Кашатах семья Риты и Максима Бабаянов во время Арцахской войны 2020 года вернулась в родное село, где у них уже ничего нет. Спустя 11 лет после отъезда из Гарни, в 2007 г., Бабаяны вынуждены были продать свой дом, так как их четверо детей учились в вузах, и нужно было платить за их учебу.   

“Мы думали, что отныне наш дом будет в Бердзоре, куда мы приехали 1 октября 1996 г. Отправились туда семьей из пяти человек, а вернулись тремя семьями”,- рассказывает 68-летний Максим. Его трое детей выросли в Кашатахе, создали там семьи, даже их дети успели жениться. В Армению вернулись 16 человек. Семья разделилась, пришлось размещаться в домах родственников. Через некоторое время супруги арендовали дом в селе Джрвеж и переехали туда вместе с семьей одного из сыновей. В красиво обставленном особняке единственной собственностью Бабаянов являются разноцветные попугайчики, которые вместе с ними переезжают из одного дома в другой.

Рита с восхищением рассказывает о селе Гочанц в Кашатахе, которое стало первым местом их проживания. “Наша жизнь в Гочанце была похожа на сказку – интересная, насыщенная. Гочанц – типично армянское село, окруженное густыми вечнозелеными лесами. Природа там замечательная, а какие там прекрасные церкви, какой чистый воздух, чистые продукты питания... При возвращении из Бердзора мы собирали по нескольку мешков грецких орехов, фундука. Площадь нашего яблоневого сада составляла 2000 кв.метров, никаких химикатов мы не использовали”,- продолжает рассказ жены Максим.

Бабаяны стали седьмой семьей, которая обосновалась в этом селе. Приняли их очень радушно. “Рано утром 1 октября 1996 года мы с семьей приехали в село Гочанц Кашатахского района. Нас встретили местные жители, показали участок земли, который должен был стать нашим огородом. Мы привели в порядок выделенный нам дом и обосновались там. Первые четыре года электроэнергии в селе не было, жили при свечах. Потом к каждому дому провели тонкий электрокабель, рассчитанный на одну лампочку”,- вспоминала о жизни в Гочанце работавшая там учительницей Рита Бабаян.

В те годы в селе жило до 27 семей, что для этой территории было довольно много. Люди приезжали сюда из различных районов Армении в силу социальных или семейных проблем. Село только формировалось, все начинали там новую жизнь, стремясь жить в любви и согласии.

“Мы жили полноценной общинной жизнью. Дома были расположены далеко друг от друга, и чтобы встретиться, нужно было проехать через ущелье или подняться в гору, но это не мешало нам относиться друг к другу с большой теплотой и уважением”,- говорит Рита Бабаян. Когда ее семья переехала в Кашатах, младшему сыну было четыре года, а старший через месяц отправился на военную службу. Провожали его всем селом, вместе накрыли стол: кто-то принес мясо кабана, кто-то – рыбу, кто-то – муку, вместе испекли лаваш, гату и устроили веселые проводы.

В Гочанце основной проблемой была дорога, которая проходила через глубокое ущелье и всегда была окутана густым туманом. Связь с Бердзором обеспечивал грузовик “ЗИЛ”, который приезжал раз в неделю.

Рита Бабаян работала в школе учительницей. По ее словам, до их приезда в Гочанц школы там не было. Несколько учеников год проучились в школе соседнего села Сонасар. Для школьников выделили машину, которая отвозила и привозила их, пока со следующего года в Гочанце не открылась школа. Она расположилась в строении, которое жители сообща отремонтировали и обустроили. 

“Кто-то принес дверь, кто-то – окно, кто-то купил краску... Число учеников постоянно росло. В тот год в школе училось уже 27 детей. Всех местных, имевших мало-мальски приличное образование, мы вовлекли в образовательный процесс. Договорились между собой, кто что будет преподавать, после чего отправились в районное отделение образования в Бердзоре, откуда вернулись с утвержденными “должностями”. Так была создана наша школа”,- рассказала Рита Бабаян.

В школе зарплату получали только учителя, они же обязаны были покупать для учеников школьные принадлежности, поскольку денег у родителей не было. Постепенно ситуация стала улучшаться. В село приехали настоящие учителя, многие ученики поступили в вузы, отучились и вернулись преподавать в родную школу.

Рита Бабаян 23 года проработала классруком, а ее муж Максим 21 год вел в школе уроки военной подготовки. В 2014 г. Рита с семьей одного из сыновей переехала в другое село Кашатахского района – Пакаан. В Гочанце число учеников опять начало сокращаться, и пришлось искать новую работу. Узнав о том, что в расположенном на юге Кашатага Пакаане есть место учителя, семья переехала туда.

В Пакаане условия были значительно лучше. Там имелась большая красивая школа, где училось более 50 учеников.

Жители этого равнинного села круглый год были заняты работой. Теплый климат заставлял людей работать не покладая рук. Семья решила окончательно обосноваться в Пакаане. Бабаяны оформили в банке кредит для благоустройства и расширения своего полуразрушенного дома. “Последние 2,5 года мы выращивали огурцы, надеясь, погасить за счет этого кредит. Мы уже почти закончили сбор огурцов и строительные работы, когда началась война…” – рассказал Максим.  

3 октября, когда я закатывала банки с компотом, а муж был занят получением вина, нас всех предупредили о том, что нужно уезжать из села. Мы слышали выстрелы, видели дым, но война до нас не дошла. Мы даже не успели доесть обед, оставили все на столе и уехали в надежде, что обязательно вернемся”,- говорит Рита.

“С собой мы взяли только наши паспорта, чемодан с одеждой, попугайчиков и на машине соседа уехали из села. Соседка тоже взяла один чемодан с вещами и котенка”,- рассказала наша собеседница.

Бабаяны отправились в село Меликашен Бердзорского района, где жила семья их дочери, и до 27 октября оставались там, надеясь вернуться обратно. Однако оттуда им пришлось уехать в Армению. “Нам не разрешили отправиться за своим имуществом. И все, что мы приобрели за 25 лет – мебель, автомобили, даже семейные фотографии и документы – осталось там”,- с горечью сказали супруги.

Вынужденно уехавшие из родных мест и потерявшие все свое имущество Бабаяны подчеркивают, что им больно только за гибель молодых ребят. Об остальном они не жалеют.

 Лучшие 25 лет своей жизни семья провела в Кашатахе. На вопрос, о чем они тоскуют больше всего, Рита ответила: по воспоминаниям…

“В Гочанце первая свадьба была в моем доме, первый ребенок родился в моем доме. Все мои радости и печали связаны с этим селом,- добавляет Максим. - Мы очень любим село, но сейчас я ни при каких обстоятельствах туда не вернусь. Мы продали наш дом в Гарни, увезли все с собой и оставили там. Люди оставили там могилы родных…”

Правительство Армении оказывает перемещенным семьям определенную финансовую помощь, но перспектива получения жилья остается неопределенной.

Комментарии (1)

mihran robert mahmouzian
it is sad you did not meet. .karegah was our village we will go back no doubt.

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter