HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Армен Мирзоян

Ара Казарян: “Надежда на возвращение осужденных на родину есть всегда” 

Европейская конвенция о выдаче гласит, что если в той или иной стране проводится судебный процесс над лицом, в отношении которого должен быть вынесен приговор, то на практике возможно, чтобы данное лицо или лица были экстрадированы на родину. В Армении подобная практика была применена в отношении ряда стран, но не Азербайджана. Об этом заявил во время онлайн-конференции, организованной Медиа-центром, специалист в области международного права, адвокат Ара Казарян.

Сославшись на дело Рамиля Сафарова, Казарян напомнил, что Венгрия, воспользовавшись аналогичной возможностью, экстрадировала азербайджанского офицера, убившего в Будапеште армянского военнослужащего Гургена Маргаряна, в Азербайджан, где в тот же день он был помилован указом президента Ильхама Алиева. А, скажем, Карен Казарян, который не был военнопленным и которого в Азербайджане осудили к 20 годам лишения свободы, после 2,5-летнего отбывания наказания неожиданно был отправлен в Армению с первой же группой военнопленных. По словам Казаряна, надежда на то, что после осуждения эти граждане могут вернуться на родину, есть всегда. Он также подчеркнул, что проходящий в Баку судебный процесс является политическим, но замаскированным под правовой.

Советник Защитника прав человека РА Сергей Казинян тоже считает, что посредством затягивания возвращения армянских пленных Азербайджан пытается политизировать процесс. Как во время, так и после второй Арцахской войны офис Омбудсмена проводил мониторинг обеспечения прав пленных в Азербайджане и их возвращения на родину, в ходе которого было выявлено множество нарушений.

По многим из них Защитник прав человека обращался в международные инстанции, реакция которых проявлялась в основном в виде заявлений. С.Казинян не разделяет мнение о том, что заявления не имеют практических последствий. К примеру, парламенты или органы исполнительной власти ряда стран выступили c осуждающими заявлениями, в которых было выражено мнение этих государств по данному вопросу. Это представляло собой дополнительное давление на Азербайджан, уверен советник Омбудсмена.

Говоря о введении возможных санкций против Азербайджана, Казинян отметил, что главным инструментом является обращение в Европейский суд по правам человека. В этом случае дело рассматривается как по межгосударственной жалобе, так и по индивидуальным жалобам. В первом случае шаги предпринимает государство и его представитель в ЕСПЧ, во втором, если речь идет конкретно о пленных, обращаться могут родственники и их адвокаты. После того, как Евросуд примет окончательный акт, для его выполнения будет оказываться довольно сильное политическое давление. Отметим, что еще в марте этого года ЕСПЧ обратился в Комитет министров с сообщением о том, что Азербайджан избегает предоставления достаточного объема информации об удерживаемых в Баку отдельных пленных.

Отвечая на вопрос, может ли оспаривание приговоров бакинского суда по  пленным легитимизировать их, Ара Казарян отметил, что отсутствие определенных условий уже дает возможность не легитимизировать эти судебные процессы. Одно из них состоит в том, что в судебном процессе не участвуют родственники пленных. Этого уже достаточно для заявления о нарушении права на публичный судебный процесс. Еще по делу Манвела Сарибекяна ЕСПЧ заявил, что даже в условиях отсутствия дипломатических отношений Азербайджан обязан в рамках уголовного дела сотрудничать с властями Армении. Кроме того, Азербайджан обязан был обеспечить связь  обвиняемых с родственниками, что является составной частью права на защиту от обвинения. Явные нарушения права ЕСПЧ отмечает и в отношении этого дела.

По словам Ара Казаряна, грубым нарушением права является также тот факт, что в зале заседаний суда пленные сидят в застекленном пространстве и в один ряд. Кроме того, рядом с каждым обвиняемым должен сидеть отдельный защитник. Даже Шахбаз Гулиев и Дильхам Аскеров, которые были осуждены в Арцахе по конкретному уголовному делу, не находились в суде в таких условиях.

Казарян отметил, что на данном этапе неизвестно, было ли представлено пленным право воспользоваться возможностью подачи встречного иска. Пленные и их защитники должны иметь возможность допрашивать свидетелей по делу. По словам эксперта, Азербайджан не сможет доказать ни собственному обществу, ни международной общественности, что обвиняемым были предоставлены эти права, поскольку в противном случае сразу станет ясно, что речь идет о ложных утверждениях и обвинениях. Именно поэтому Азербайджан старается завершить этот судебный процесс любой ценой и максимально быстро.

Отвечая на вопрос, могут ли пленные отбывать наказание на территории третьей страны, Сергей Казинян сказал, что на данный момент невозможно строить какие-либо прогнозы, поскольку осуществляющийся процесс является политическим, неправовым. Более того, опубликованная недавно видеозапись беседы президента Азербайджана Ильхама Алиева с женой президента Турции Эмине Эрдоган тоже свидетельствует о том, что дело носит политический характер. Напомним, что в видеозаписи жена Эрдогана предлагала Алиеву обменять пленных на карты заминированных территорий.

Защитник прав человека с помощью различных видеоматериалов и других фактов констатирует, что на территории Азербайджана армяне подвергались и подвергаются плохому обращению. В связи с этим самопризнательные показания, которые пленные дали в ходе судебного процесса, должны быть признаны неправомерными. 

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter