HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Попираются практически все свободы граждан

Интервью с членом Азербайджанского национального общественного комитета по Евроинтеграции Тогрулом Джуварлы  

- На чем основана внутриполитическая стабильность в стране, и как на практике граждане пользуются внутриполитическими свободами, закрепленными законодательством? 

- Внутриполитическая стабильность в стране основана на более или менее сносном уровне существования населения, а также на значительной силе репрессивного аппарата власти. То есть если даже население ощущает какое-то серьезное беспокойство (к примеру, чувствует, что его нынешний уровень существования неустойчив), то всегда есть возможность усмирить такие настроения.

Что касается внутриполитических свобод, то в грубом приближении население поляризовалось на две половины. Первая половина полагает, что она способна прожить и без таких свобод, более того, у нее зачастую нет времени расширять поле таких свобод. Другая половина считает, что расширение свобод безальтернативно. И в какой-то степени чувствует себя передовым отрядом, который расширяет круг этих свобод и для остальной части общества. Молодежь, которая участвовала в последних мартовско-апрельских митингах, по сути дела действовала в рамках закона, потому что в законе нет никакой регламентации по поводу места проведения митингов.  Разрешение на митинги должно быть только уведомительное. Власти из осторожности решили с самого начала подавить эти настроения, обеспечивая, таким образом, свою гарантированную безопасность. Этот вопрос вообще является предметом постоянных дискуссий между европейскими структурами и властью. Европейские структуры убеждены, что власть должна обеспечить свободу собраний и свободу выражения.

Механизмом сохранения внутриполитической стабильности, конечно, в определенной степени, является коррупция. Фактически и бытовая, и «высокая» коррупция  стягивает общество, но одновременно они начинают исподволь подтачивать экономику и разрушать политическую систему. В какой-то степени нынешняя антикоррупционная кампания является данью не только арабским событиям или западному сообществу, но и следствием этой новой угрозы. Консолидирующие возможности «коррупционной смазки», можно сказать, полностью исчерпаны. Хотя оппозиция полагает, что нынешняя кампания носит чисто имитационный характер, тем не менее, есть необходимость в более плотном и предметном отношении оппозиции к этой проблеме. Это могло бы вынудить власти начать менять правила игры, в том числе, и на политическом поле.

- Какие из прав граждан (право на свободу слова, вероисповедания, на собрания и митинги, выборы и т.д.) попираются более всего, и, наоборот, в каких сферах наблюдается относительное улучшение ситуации по сравнению с предыдущими периодами. С чем это связано? 

- Попираются практически все свободы граждан. И власть здесь, конечно, опирается на то, что в заметной части общества есть ощутимая индеферентность по отношению к таким свободам. Сохраняется, конечно, определенный уровень свободы слова. Но если учесть, что поле независимой прессы предельно сузилось, а к электронным СМИ оппозиционные силы не имеют никакого доступа, то и эта свобода является номинальной. Больше всего  власти блокируют реализацию свободы собраний и митингов. Собственно говоря, все эти свободы сходятся на принципиально важной для демократии свободе  - свободе выбора в ходе избирательного процесса разного уровня. Некоторым улучшением ситуации, видимо, следует считать возможность принятия закона о диффамации, а также повышенный интерес европейских структур к последним митингам. Сами митинги, конечно, были довольно скромными по масштабам, однако их продолжение носит характер принципиального спора между оппозицией и властью. Возможно, власти и понимают теперь, что политическую систему надо восстанавливать, и оппозиция в этих рамках нужна, но она не знает как это сделать. Этот процесс наблюдается во многих постсоветских странах с авторитарным режимом.

- Что характеризует  нынешнюю политическую оппозицию  Азербайджана, какие части общества являются их сторонниками, какое место занимают оппозиционные политические партии среди других невластных сил (общественных движений, инициатив, других видов объединений)? 

- В Азербайджане оппозиция представлена, практически, теми же партиями и движениями, которые без малого существуют уже на протяжении двух десятилетий. Она может быть плохой или хорошей, но все эти годы власть пытается полностью маргинализировать все оппозиционные партии в стране. За исключением возможно, небольших партий, которые получили места в парламенте и позиционируют себя как некие политические образования, нацеленные на культурно-просветительские функции.  Это устраивает и власть, так как позволяет все-таки соблюдать демократические правила игры. Большая часть общества, конечно, понимает, что оппозиционные партии нужны, но не без усилий власти общество в значительной степени потеряло доверие к политической оппозиции любого толка. Определенную роль здесь играет и страх.

Оппозиция, к сожалению, потеряла в значительной степени свою силу, которую мы наблюдали в 90-ые годы. Лишившись доступа к ресурсам для поддержания своей деятельности, оппозиция не смогла подстроиться к «трудному» времени. В этот период она значительно растеряла свои контакты с обществом и не смогла придумать новые общественные завязки, чтобы возродить интересы общества к политике. Более того, она в какой-то степени «прозевала» такой процесс, как создание неправительственных организаций. Хотя в определенной степени могла воспользоваться этим. Только сейчас на уровне создания Общественной палаты, которая пытается поддержать дух сопротивления в обществе, мы видим совместную солидарную работу политпартий и НПО. Разумеется, дело осложняется тем, что и сами НПО уже разделились по факту на проправительственные и прооппозиционные. 

 На каком-то витке современной политической  истории Азербайджана, могло показаться, что НПО являются ведущей общественной  силой в стране. Их стало много,  они стали разнообразными. Однако оказалось, что все не так просто и политические партии живут и функционируют совсем по другим законам. Более того, НПО порой просто нуждаются в политической поддержке. По крайней мере, не меньше, чем политикам нужна поддержка НПО.

Наиболее  странным кажется отношение власти  к религиозным группам исламского толка. Режимы запретов здесь даже жестче, чем в случае с политической оппозицией (им запрещают проведение любых митингов в любом месте). Это, скорее всего, очень не прагматично даже с точки зрения власти, поскольку объективно подталкивает друг к другу все оппозиционные силы -  от блогерской молодежи до радикальных исламистов.  

- Какие факторы  сегодня могут в корне изменить  нынешнее состояние с политическими свободами в стране - в сторону их улучшения или, наоборот, еще большего усугубления (опасность внутренней дестабилизации и смены  власти, воздействие внешних сил или процессов в других странах, воздействие международных организаций, опасность возобновления Карабахской войны)?                   

- Всегда остается открытым вопрос политической воли власти. В идеальном случае она сама понимает, что в стране должна быть нормальная политическая система и начинает подталкивать этот процесс. Это было во многих странах, но наши власти чаще всего ссылаются на то, что стране нужна стабильность и консолидация общества перед лицом внешних сил, которые хотели бы ослабления Азербайджана. В какой-то степени в позитив власти можно записать то, что во время митингов, о которых говорилось выше, власть не использовала Карабахскую тему в качестве риторического хода. Может быть, это можно даже назвать этаким небольшим прогрессом. Однако факт и то, что рано или поздно придется выбирать между стабильностью и развитием. Дело в том, что любое развитие сопровождается известной нестабильностью для выхода на следующий уровень стабильности. Сопротивляться этому простому правилу практически бессмысленно. Потому что лелеемая стабильность, какими бы текущими мотивами она не объяснялась, рано или поздно приводит к общественной стагнации. А это уже плохо для всей страны. 

Что касается  опасности возобновления Карабахской  войны, то это напротив, консолидирует общество вокруг власти. По крайней мере, на первом этапе. Другое дело, что современный глобальный мир стал очень неустойчив, и никто не может знать, где «прорвет» в следующий раз. Кто, например, мог предсказать прошлой осенью серию восстаний в арабском мире? 

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter