HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Гриша Баласанян

От директора обанкротившейся авиакомпании требуют заплатить 682 млн драмов в качестве “пошлины на воздух”

Генпрокуратура требует взыскать с директора ЗАО “Эйр Армения” Арсена Аветисяна около 682 млн драмов в качестве компенсации за причиненный государству ущерб. В поданном судебном иске прокуратура отмечает, что ущерб государству был нанесен вследствие неперечисления авиаперевозчиком в госбюджет “пошлины на воздух”.

Для физических лиц, выезжающих из Армении воздушным транспортом, госпошлина в размере 10 тысяч драмов больше известна как “пошлина на воздух”. Судебная тяжба по уголовному делу Арсена Аветисяна длится уже пять лет.

Его обвиняют в хищении предназначенных для уплаты в госбюджет около 682 млн драмов.

Согласно обвинению, Аветисян, являясь директором осуществлявшей пассажирские и грузовые перевозки компании “Эйр Армения”, обязан был взимать с вылетавших из Армении физических лиц госпошлину и перечислять эту сумму в госбюджет. В 2014 г. с пассажиров, воспользовавшихся услугами “Эйр Армения”, в качестве госпошлины было взыскано 681.923.052 драмов, однако вместо перечисления в госбюджет эта сумма была расхищена.

Уголовное дело по данному факту было направлено в суд 6 декабря 2017 г.

26 июля 2019 г., после полуторагодового рассмотрения дела, суд признал Аветисяна невиновным и оправдал его за отсутствием состава преступления.

Генпрокуратура обжаловала это решение, потребовав признать А.Аветисяна виновным и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 6 с половиной лет.

В феврале 2021 г. Апелляционный суд отклонил жалобу прокуратуры, оставив без изменений решение суда первой инстанции.

Генпрокуратура осталась недовольна этим решением и обжаловала его в Кассационном суде. 8 апреля 2022 г. эта инстанция удовлетворила жалобу  Генпрокуратуры и направила дело на новое расследование. В беседе с hetq.am защитник Арсена Аветисяна Карен Камалян отметил, что его подзащитный не признает предъявленное ему обвинение.

В 2003 году А.Аветисян вместе со своим партнером основал ЗАО “Эйр Армения”. В 2003–2013 гг. компания занималась в основном воздушными грузоперевозками, осуществляя регулярные и чартерные рейсы в Армению, европейские и другие страны.

Согласно решению суду, Аветисян сообщил, что в 2013 г., после банкротства “Армавиа”, самолет президента Армении остался без эксплуатанта. Арсена Аветисяна пригласили в Главное управление гражданской авиации (ГУГА) и поручили эксплуатировать борт номер 1, поскольку на тот момент единственной действующей авиакомпанией в стране была “Эйр Армения”.

В качестве эксплуатанта борта номер 1 они были вынуждены обеспечить все  необходимые для пассажироперевозок инфраструктурные и технические инвестиции. Иными словами, им пришлось привлечь дополнительные человеческие и технические ресурсы, финансирование которых потребовало около 15 млн драмов в месяц. В то же время они обязаны были обеспечить для президентского борта аналогичный запасной самолет, который в свою очередь требовал от компании ежемесячных расходов в размере 450 тысяч долларов США.

В июне 2013 г. ГУГА решило, что Армении нужны три авиаперевозчика, каждый из которых должен выполнять полеты в московские аэропорты “Внуково”, “Домодедово”, “Шереметьево”. Однако в дальнейшем выяснилось, что в тот же период правительство, не поставив в известность ГУГА, рассмотрело в конфиденциальном порядке и другие варианты.

Учитывая то обстоятельство, что авиакомпания “Эйр Армения” эксплуатировала самолет президента, ей было выдано свидетельство о выполнении пассажироперевозок, а также соответствующие лицензии на полеты в определенных направлениях с тем, чтобы компания компенсировала расходы на дополнительный самолет и другие расходы.

Полеты планировалось начать с августа 2013 г. Однако разрешение на выполнение рейсов Российская Федерация выдала в сентябре, по завершении летнего сезона. В дальнейшем стало ясно, что авиационные власти РФ умышленно задержали выдачу разрешений, чтобы не допустить конкуренцию со стороны “Эйр Армения”.

В результате авиакомпания была вынуждена начать свою деятельность в период, когда сезон отпусков уже закончился. Первый полет “Эйр Армения” выполнила 24 октября 2013 г., совершив рейс Ереван-Ростов.

Приложенные к решению суда факты свидетельствуют о том, что в первый же день продажи билетов “Эйр Армения” все российские авиакомпании одновременно снизили тарифы на билеты как минимум на 25%. К удивлению авиакомпании “Айр Армения” в тот же день правительство РА неожиданно заявило о своем решении осуществлять политику открытого неба. Это означало, что в Армении для иностранных авиакомпаний отменяются все ограничения, связанные с количеством полетов, географией маршрутов, назначением перевозчиков.

Из-за этого решения компания оказалась в уязвимом положении. Депозиты и предоплаты за аренду самолетов уже были уплачены, осуществлены расходы на все инфраструктуры, членство в международных авиационных инфраструктурах (IATA), аренду офисных помещений, техобслуживание самолетов и др․

Согласно доказательствам, представленным Арсеном Аветисяном и его защитником, деньги удалось раздобыть благодаря кредитам, взятым в банках под залог принадлежавших Аветисяну и его партнеру офисных помещений и квартир в центре Еревана.

Получив в декабре разрешение ГУГА на выполнение регулярных полетов в Объединенные Арабские Эмираты, компания запланировала на новогодние праздники 4 чартерных рейса в Дубай. Уже было продано 50% авиабилетов, когда за 24 часа до полета ОАЭ отклонили разрешение, сославшись на то, что рейсы в Дубай самолетов с армянской регистрацией запрещены из-за несоответствия условиям полетной безопасности ГУГА РА.

“Наша компания вынуждена была зафрахтовать самолет в Грузии и, понеся крупные финансовые потери, обеспечить перевозку пассажиров с максимальным выполнением перед ними договорных обязательств, чтобы сохранить свое доброе имя и репутацию компании, что является самым большим капиталом”,- отметил А.Аветисян.

Из-за понесенного ущерба и низкой загруженности в январе-феврале Арсену Аветисяну пришлось заложить дом родителей и взять в банке HSBC дополнительный кредит на сумму 1 млн 200 тысяч евро, чтобы выдержать конкуренцию и выполнить обязательства компании – в том числе по части налогов и пошлин. Однако в дальнейшем положение компании еще больше ухудшилось.

В целом с сентября по декабрь 2014 г. “Эйр Армения” пришлось оплатить возврат билетов на сумму около 488 млн драмов. Стоимость билетов компенсировалась осуществлявшими их продажу агентами, которые стали перечислять деньги авиакомпании с опозданием, поскольку выполняли свои обязательства перед пассажирами.

29 октября 2014 г. “Эйр Армения” прекратила свою деятельность, так как собственник самолета B737 запретил его эксплуатацию. В тот период компания уже испытывала сильный финансовый кризис и была не в состоянии оплачивать аренду самолета, осуществлять другие платежи.

В суде Аветисян и его защитники сообщили, что агенты включают таможенный сбор за воздух в стоимость авиабилета. По их словам, в 2014 г. по части госпошлины компания в целом выплатила около 380 млн драмов и осталась должна 682 млн драмов.

Было решено сразу после получения денег от зарубежных агентов выполнить обязательства перед государством. Однако после 11 сентября 2021 г. крупные  агенты не перечислили деньги компании, так как, независимо от происхождения и значения этих сумм, направили их на переоформление проданных в своих офисах авиабилетов, оплату их возврата, либо аэропортам, обслуживавшим “Air Armenia” в данных странах. Таким образом, компания в основном не получила эти суммы и не смогла ими распорядиться.

В ноябре 2015 г. на основании иска банка HSBC компания была признана банкротом. Согласно материалам уголовного дела, общая сумма обязательств “Эйр Армения” перед HSBC составляла около 2 млн 100 тысяч евро и 85 млн драмов.

У компании были также необеспеченные залогом кредиты, которые были выданы под личные гарантии. На все имущество и счета Арсена Аветисяна, его родителей и другого акционера был наложен арест.

В суде Аветисян сообщил, что в 2013-2014 гг. финансовый ущерб ЗАО “Эйр Армения” составил около 16 млн долларов США.

“Что касается причиненного государству ущерба, то можем отметить, что с коммерческой точки зрения государству не был причинен какой-либо ущерб”,- отметил Арсен Аветисян.

Он также заявил, что предъявленное ему обвинение оскорбительно, поскольку его обвиняют в деянии, направленном против собственности государства, что  считается тяжким преступлением.

“Я как хозяйствующий субъект, возможно, допустил какие-то ошибки, но рассматривать мое деяние как хищение государственного имущества странно и непонятно”,- заявил в суде директор “Эйр Армения”.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции о том, что “вверенное обвиняемому Арсену Аветисяну имущество он не сделал своей или чьей-либо собственностью, не вывел ее из общего имущественного фонда собственника и не включил в собственный имущественный фонд, не присвоил ее в корыстных целях. Более того, оказавшись в форс-мажорной ситуации, Арсен Аветисян заложил в банке принадлежащее себе и членам своей семьи недвижимое и движимое имущество, направив всю сумму на сохранение компании”.

Кассационный суд отменил решение апелляционного уголовного суда, оставившего в силе оправдательный приговор суда первой инстанции.

В настоящее время дело рассматривается в апелляционном уголовном суде, и пока неизвестно, когда этот процесс будет завершен. 

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter