HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Марине Мартиросян

“Я все время думаю, неужели у нас не хватит сил бороться до конца? Но ведь и конца не видно…”

Журналистку Общественного телевидения и радио Арцаха Мариам Саргсян многие, наверно, помнят по венчанию в церкви сурб Казанчецоц в Шуши 24 октября 2020 года, во время 44-дневной войны. Венчание Мариам и ее мужа Овика было последним в этой церкви перед захватом Шуши… 

Супруги из арцахского города Мартуни. В дни войны Мариам находилась в Ереване, Овик – на передовой. Молодые люди думали, что война закончится до 24 октября, и в этот день они поженятся. Но уже 20 октября Мариам и Овик поняли, что война будет продолжаться, и венчание, возможно, придется отложить. Но им удалось за два дня организовать церемонию венчания. Мариам приехала в Шуши из Еревана, Овик – с фронта. 

По словам Мариам, все гости приехали с передовой. Сейчас, когда она вспоминает об этом, понимает, насколько рискованно было в те дни ехать в Арцах, ведь по дороге могло произойти все что угодно. Накануне отъезда в Арцах мать пыталась уговорить Мариам отказаться от опасной поездки, но дочь была непреклонна. “В конце концов она сказала: ладно, будем считать, что для меня ты – солдат”,- вспоминает Мариам.  

Для будущих супругов присутствие в церкви большого числа СМИ стало  сюрпризом. По словам Мариам, с просьбой сделать снимки церемонии венчания они обратились только к одному фотографу, но, увидев такое число журналистов, смутились. 

“Нам всегда в шутку говорили, что мы – последняя пара, венчавшаяся в церкви Казанчецоц. Сейчас говорят: вы последняя пара, которую встречали из роддома с цветами. Потом цветов становилось все меньше и меньше, а затем они и вовсе исчезли”,- говорит Мариам. 

Ее дочка Сате родилась 9 декабря, за три дня до блокады Арцаха. Когда 13 декабря их выписали из больницы, Арцах уже находился в окружении. 

Сейчас маленькой Сате два месяца. Ее дни проходят в блокадном Арцахе, где магазины пусты, а газ и свет часто отключают. Но Сате пока не осознает эти трудности. Она улыбается, ловит взгляды взрослых. 

Во время блокады Мариам начала вести дневник для дочки. Точно так же поступила 30 лет назад, в 1980-х, ее мама. 

“Интересно, что ее и мои переживания в эти дни полностью совпадают. Она, например, описывает, как мой отец отправился на позиции. Сейчас мой муж военнослужащий-контрактник, скоро получит звание офицера. И опять ситуация повторяется. Сейчас он находится на посту, вернется завтра. Когда я родилась, мой папа тоже находился на посту. Как будто ничего не изменилось”,- говорит Мариам. 

“Когда-нибудь Сате тоже прочтет дневник?”- спрашиваю Мариам. “Я очень хочу, чтобы она, прочитав, сказала: “Мне чужды эти истории”. Хотя до 2020 года я тоже удивлялась тому, в каких условиях жили в то время. Но спустя два года после войны ситуация такая же, как и 30 лет назад…” – добавила моя собеседница. 

Из-за частых отключений газа семья Мариам переехала из Степанакерта в Мартуни, где дом отапливается дровяной печкой. Мариам заметила, что аналогичным образом поступили многие семьи, чтобы хотя бы детям было тепло в доме. “Сейчас люди шутят: счастливы те, у кого есть родственники в деревне”. Мариам начинает день с забот о дочке и последних новостей. Очень часто сестра оставляет у нее своего двухлетнего ребенка – в эти дни детские сады в Мартуни не действуют, а сестра работает в школе. 

“Из магазинов постоянно приходят сообщения: там-то получили детские подгузники, там – сладости, еще где-то – колбасу… Это абсурдная действительность. Людей довели до того, что они забыли о вопросах безопасности и думают только о том, где что купить…” – говорит Мариам. 

По ее словам, в Степанакерт продукты питания поступают быстрее, чем в Мартуни. Например, если в столице получили морковь, значит, в Мартуни она появится только через два дня. Многие уже выучили график веерных отключений электричества у своих родственников, чтобы вовремя ходить к ним в гости.

“О чем вы думаете, ложась спать?” – спрашиваю Мариам. “Я все время думаю, неужели у нас не хватит сил бороться до конца? Но ведь и конца не видно... Я думаю, что если дорога откроется, найдутся люди, которые уедут отсюда. Но ведь и много лет назад они терпели лишения, теряли родных… Неужели нам придется сотни лет жить в таком состоянии? Я думаю о том, что передам своему ребенку…”– сказала Мариам, добавив, что она будет продолжать жить в Арцахе, и так думают многие.  

Даже в эти тяжелые дни арцахцы не утратили чувство юмора. “Без юмора было бы очень тяжело. И, несмотря на трудности, ты чувствуешь человеческое отношение, заботу. Например, моя тетя может придти к нам и принести литр молока или что-то из продуктов, которые трудно достаются. Интересно, что ни один взрослый не станет есть фрукты, если в семье есть ребенок”,- отметила Мариам.  

Каждый день она просыпается в надежде, что дорога откроется или произошло что-то хорошее. Потом понимает, что это всего лишь ожидание. Реальность совсем другая. 

Комментарии (1)

կարպիս
հիշում եմ 1997-ին էր։ չիկագոյի հայ բարեգործական ընկերության սրահում հանդիպեցի զորի բալայանին։ հարցրեց իմ մասին, պատմեցի, որ բնիկ իրանցի եմ եւ գերմանիա եմ բնակւում։ իսկ ԱՄՆ աշխատանքի բերումով եմ եկել։ իրեն պատմեցի նաեւ, որ նպատակ ունեմ երկու դուստրերիս տանել հայաստան եւ կնքել այնտեղ։ զորին առաջարկեց գալ արցախ եւ կնունքը կատարել շուշիում. ապա իր եւ առաջնորդարանի հեռախոսահամարները տւեց, որպեսզի կապ հաստատեմ իրենց հետ։ մեկ տարի անց կնոջս եւ աղջիկներիս առի եւ ճանապարհւեցինք երեւան/ ստեփանակերտ/ շուշի։ կնունքի բարեհաջող արարողությունը տեղի ունեցաւ հենց այս ղազանչեչոց եկեղեցում, տեր գեւորգի ձեռամբ։ կնունքի աւարտից հետո տեր գեւորգը ընտանիքիս առաջնորդեց եկեղեցու մի սրահ ուր պահւում էր մի կաթսա, որը ժամանակին արտադրւել էր շուշիում եւ հենց կաթսայի ձեռնարկատիրոջ նախաձեռնությամբ էլ կառուցւել էր այս եկեղեցին, որը այս առումով ժողովրդի մոտ կոչւել էր «ղազանչեցոց»։ արարողությունից հետո պատիվ ունեցանք ծանոթանալ արցախի պարգեվ սրբազանին, որի աջակցությամբ էլ տեղի էր ունեցել կնունքը։ թուրքամետ հայածին (բայց ոչ հայ) տմարդիք շուշին հանձնեցին մեր թշնամուն, բա՛ց ես հուսով եւ վստահ եմ որ օրը կգայ երբ գեղեցիկ շուշին նորից մերը կլինի եւ ես այնտեղ այս անգամ կկնքեմ իմ թոռնիկներին։

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter