HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Марине Мартиросян

Рубен Сафрастян: “Турция не внесет принципиальные изменения в свою политику в отношении Армении”

После последнего разрушительного землетрясения в Турции постепенно формируется ситуация политической борьбы. Об этом в беседе с Hetq.am сказал тюрколог, академик Национальной Академии наук РА Рубен Сафрастян. Начавшаяся уже предвыборная агитация в рамках предстоящих в мае президентских и парламентских выборов постепенно становится основной темой политической и общественной жизни Турции. 

Тема устранения последствий землетрясения отодвигается на второй план, что выгодно власти Эрдогана. Вместе с тем разрушения довольно масштабные, и в деле их устранения правительство допустило упущения, в некоторых случаях – преступные, отмечает Р.Сафрастян. 

“Эрдоган как политический деятель имеет многочисленных последователей” 

На вопрос, повлияет ли создавшаяся ситуация на результаты предстоящих выборов, учитывая рейтинг правящей политической силы, академик ответил, что, несмотря на очевидные упущения власти при выполнении строительных и спасательных работ в зоне землетрясения, трудно сказать, как это может повлиять на исход выборов.  

“Если подходить к этому вопросу чисто логически, то очевидно, что в указанных мной сферах власти допустили многочисленные преступные ошибки и должны были быть уверены в том, что потерпят поражение. Однако ситуация в Турции в значительной мере связана с тем обстоятельством, что Эрдоган как политический деятель имеет многочисленных последователей, которые, несмотря ни на что, проголосуют за него. Проблема в этом. А последователи Эрдогана составляют большое число – по некоторым оценкам четверть или треть избирателей. Для Эрдогана это большой ресурс”,- сказал Рубен Сафрастян. 

Второе обстоятельство состоит в том, что в Турции оппозиция не может выдвигать альтернативные подходы, она составляет часть действующей политической системы. В настоящее время в Турции существует необходимость формирования и политизации принципиально новых подходов. 

“Те негативные явления, которые проявились в том числе вследствие землетрясения, копились на протяжении десятилетий. Просто сейчас они проявляются уже открыто, и я думаю, что это тоже имеет важное значение. Поэтому мы пока не можем утверждать, что землетрясение будет иметь принципиальное важное значение для результатов выборов. Тем более, что опросы в Турции политизированы, и различные политические силы заказывают такие опросы, результаты которых выгодны им”,- отметил тюрколог. 

По словам Сафрастяна, до выборов еще есть достаточно времени, и пока рано давать более или менее близкие к реальности оценки.  

На вопрос, как экспертные круги Турции оценивают шансы Эрдогана и его оппозиционных соперников, мой собеседник сказал, что правящая сила имеет  своих последователей, и с учетом данного обстоятельства оппозиция должна создать свои ресурсы, без которых ей не следует надеяться на успех. 

“Сотрудничество с прокурдскими силами имеет две стороны” 

“Впервые в Турции оппозиция по сравнению с проводившимися в последние годы выборами пытается привлечь Демократическую партию прокурдских народов, которая получает в стране 10-15% голосов. Можно сказать, что намечается  сотрудничество между основной оппозиционной силой – Республиканской народной партией – и остальными партиями. Это может изменить ситуацию и стать определенным противовесом ресурсу Эрдогана”,- считает наш собеседник. Вместе с тем Рубен Сафрастян добавил, что следует учитывать два обстоятельства. Во-первых, в случае создания блока с участием упомянутой выше прокурдской силы и выдвинутого оппозицией соперника Эрдогана довольно большая часть избирателей воздержится от участия в выборах из-за существующих в Турции националистических, антикурдских настроений. Вот почему оппозиция пытается сотрудничать с прокурдскими партиями без заключения с ними официального союза.  

Второе обстоятельство состоит в следующем: Эрдоган понимает, что для оппозиции это может стать дополнительным ресурсом, поэтому его политическая сила тоже пытается сотрудничать с прокурдской партией, чтобы получить часть голосов курдов. 

“Турецкая оппозиция получала и получает поддержку Запада” 

Какие возможные перемены в нынешних условиях “разрушающегося мира” могут произойти во внешней политике этой страны в случае победы Эрдогана или оппозиционного кандидата? “Эти выборы, помимо внутриполитического значения, имеют также геополитическое значение. Сейчас мы можем довольно четко говорить о том, что оппозиция получала и получает поддержку Запада. Если оппозиции удастся одержать победу, то во внешней политике Турции произойдут определенные изменения. Конечно, это приведет к ослаблению сотрудничества Турции с Россией. Турция попытается в какой-то степени отойти от России, вести более прозападную политику, скажем, в вопросе членства Швеции в НАТО или санкций против РФ. 

Что касается возможной победы Эрдогана и его политической силы, то здесь есть определенные проблемы. По некоторым данным, американская политическая элита придерживается примерно следующего подхода: если Эрдоган победит, он должен заплатить определенную цену за ту политику, которую до сих пор проводил в отношении России, пытаясь усидеть на двух стульях, а именно: в каких-то случаях принципиально оставаться в западном лагере, а в других – пытаясь отойти от Запада. А это будет важно для Турции, поскольку очевидно, что тот огромный ущерб, который страна понесла вследствие землетрясения, она не сможет устранить собственными силами. Для этого потребуются огромные инвестиции, помощь Запада. А это будет означать, что Запад и в первую очередь США получат определенные рычаги воздействия на Турцию. 

В этом случае также, даже в случае победы Эрдогана, страна, на мой взгляд, претерпит определенные изменения, став более управляемой для США”,- сказал наш собеседник. 

Турецкая политика в отношении Армении не претерпит изменений 

По мнению Рубена Сафрастяна, в политике Турции в отношении Армении не следует ждать принципиальных изменений. Политика в отношении Армении  проводилась на протяжении 30 лет, и в принципе ничего нового в ней нет. Турецкая политическая элита, будь то власть или оппозиция, остается верна этой политике. 

Оппозиция проявляет почти те же подходы, что и власть. Наш собеседник напомнил сделанное два месяца назад заявление одного из видных представителей оппозиции - бывшего премьер-министра и бывшего министра иностранных дел Ахмеда Давутоглу о том, что сейчас удобное время оказать давление на Армению и добиться от нее уступок. 

“Не думаю, что могут быть принципиальные изменения, но в случае победы оппозиции Турция будет проводить более гибкую политику. Если даже Эрдоган останется, страна станет более управляемой для Запада, а это значит, что США, которые на протяжении десятилетий выступают за урегулирование армяно-турецких отношений, начнут оказывать более сильное давление на Турцию, которая будет вынуждена смягчить свой подход к нашей стране. А если к власти придет оппозиция, то политика в отношении Армении станет мягче, но принципиально не изменится. Турецкая элита, согласно результатам моих аналитических исследований и наблюдений, а также проведенных встреч, придерживается следующего подхода: Армения заинтересована в установлении отношений с открытой границей больше, чем Турция, поэтому Армения должна заплатить цену. А мы знаем, какова эта цена”. 

Фото: Ани Саргсян 

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter