![](/static/articles/15/70/48/l-zvXLEc9xDj.jpg)
“Я не готова уехать отсюда… Не могу ни уехать, ни остаться…”
Астхик Кешишян, которая два года преподавала армянский язык и литературу в селе Мохратах Мартакертского района Арцаха, собирается вернуться домой – в село Лусарат Араратской области Армении.
“Я испытываю чувство вины перед Арцахом. До 44-дневной войны я никогда не была здесь. Поэтому решила, что, не узнав, нельзя говорить, что любишь”,- утверждает 24-летняя Астхик.
После 44-дневной арцахской войны 2020 года она в рамках программы “Преподавай, Армения!” переехала в село Мохратах, где начала работать в местной школе.
“После войны все думали, что каждый имеет свою долю вины в случившемся, и нужно что-то изменить в своей жизни, чтобы в стране тоже произошли перемены. Мне хотелось приехать в Арцах не в качестве туриста, на несколько дней, а приехать жить. Программу “Преподавай, Армения!” я восприняла как возможность переехать в Арцах”,- говорит Астхик.
По специальности она журналист. В программу “Преподавай, Армения!” обратилась через год после окончания вуза. До этого опыта общения с детьми у Астхик не было. Тем не менее, первую встречу со своими учениками молодая учительница провела с большим воодушевлением. “Помню немного робкие, но в то же время блестящие глаза детей, довольных тем, что у них молодой классный руководитель”,- рассказывает моя собеседница.
До прихода в школу она боялась, что не сможет проявить качества настоящего учителя, стать для детей другом.
“Но за два года работы не было ни одного случая, чтобы я не смогла справиться с классом, и я ни разу не подумала о том что не надо было давать своим ученикам столько свободы или вести себя с ними по-товарищески”,- признается Астхик.
И все же одна трудность была – арцахский диалект, для понимания которого всегда требовался “переводчик”. “Однако со временем речь арцахцев стала полностью понятной, и сейчас я удивляюсь, как могла раньше не понимать этот диалект”,- говорит Астхик.
Все свои бытовые проблемы девушка решает сама: “Эти трудности могли вызвать смех, ведь я выросла в деревне, но не знала, как затопить печку”.
В первый год жизни в Арцахе Астхик часто не удавалось затопить печь, из-за чего в доме было холодно, и в результате девушка часто болела. На второй год Астхик настолько приспособилась, что могла затопить печь даже без солярки. Со временем она научилась также готовить. Первые два месяца после переезда питалась только шоколадом, но сейчас каждый день готовит что-нибудь вкусное. Ученики Астхик даже в шутку говорят, что она уже спокойно может выйти замуж.
В рамках программы “Преподавай, Армения!” Астхик осуществила в Мохратахе две ученические программы. Первой было строительство во дворе школы футбольного поля, где дети могут играть в футбол. “Программу реализовали вместе с шестью учениками 11-го класса. Важность таких программ не в том, что в селе появилось футбольное поле, а в том, что мальчишки убеждаются, что и без поддержки правительства, собственными силами они могут что-то изменить в своей общине. Когда мы только приступили к реализации этого проекта, то вместе оставались допоздна, работали. И сейчас, когда они иногда смотрят из окна на футбольное поле, то с гордостью говорят: “Мы сами его построили”,- рассказывает Астхик Кешишян.
В 2023 г. она вместе с учениками основала в Мохратахе производство экосумок с рисунками и надписями на арцахском диалекте. “Цель этого проекта –популяризировать арцахский диалект и развить у детей творческое воображение. Мы хотим превратить этот проект в бизнес. Уже заказали швейную машину, чтобы не привозить сумки из Степанакерте”,- отметила Астхик.
13-летняя Элина тоже участвует в производстве сумок, делает на них рисунки.
На сегодняшний день имеется уже 15 заказов, но сумок пока нет, ждут, когда привезут из Степанакерта. По словам девочки, появилась идея рисовать и делать надписи на арцахском диалекте также на платьях. Уже поступило несколько таких заказов.
За несколько дней до блокады Астхик была в Ереване, где должна была забрать бумаги из посольства: 2023-й год ее семья собиралась встретить в Европе, даже билеты были куплены.
“12 декабря, через день после возвращения в Мохратах, Лачинский коридор закрылся. Я подумала, что через несколько часов его откроют. До этого он тоже был заблокирован, но сразу же открылся. Однако дорога оставалась закрытой и на следующий день, и после этого. Так я не поехала в Рим и встретила Новый год в Мохратахе”,- говорит Астхик.
По словам девушки, в первые дни она накупила столько товаров, что до сих пор их использует. “Я с самого начала почувствовала, что блокада будет длиться долго. Каждый день мои ученики приходили ко мне в гости с пакетами, приносили фрукты, сухофрукты, яйца… Когда же у них что-то заканчивалось, то я их угощала тем, что они до этого принесли мне”,- говорит молодая учительница.
По ее словам, блокада ограничила для нее возможность выбора: если раньше думала, что по завершении программы найдет в Степанакерте другую работу и останется в Арцахе, то в условиях блокады такой вариант она уже не рассматривает.
“Я очень скучаю по своему дому, по своей привычной среде. В то же время я не готова уехать отсюда. Я не могу ни уехать, ни остаться... При этом еще неясно, получится ли вообще уехать”,- говорит Астхик.
“А какая Астхик сейчас, спустя два года?” – спрашиваю я свою собеседницу. “Сейчас Астхик однозначно более сильный человек, который легче преодолевает трудности и не усложняет их искусственно. Сейчас Астхик знает саму себя лучше, чем два года назад. Она открыла в себе новые качества и узнала, как сильно она любит детей”,- ответила Астхик Кешишян.
Написать комментарий