HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Рима Григорян

В Арцахе со страхом смотрят на последний мешок муки: 227 дней в блокаде 

По приблизительным расчетам Магды скромная еда для ее семьи из пяти человек обходится в 15-20 тысяч драмов. Она перечисляет продукты, которые за последние месяцы подорожали в Арцахе в несколько раз, да к тому же купить их практически невозможно. Поэтому Магде пришлось устроиться на вторую работу, чтобы можно было содержать детей. 

“Одно яйцо продается за 300 драмов, килограмм помидоров – за 2800, килограмм огурцов – за 1800, сыр стоит 4-5 тысячи за килограмм, но даже за такую цену его нельзя спокойно купить в магазине”,- говорит жительница села Дрмбон Мартакертского района Магда Мкртчян. 

Нынешнюю ситуацию в Арцахе Магда характеризует так: “Плохо, очень плохо, ужасно…” По ее словам, она всегда была оптимистом, не любила жаловаться, но сейчас больше не верит в то, что будет хорошо. 

“Вначале не очень чувствовалось, поскольку хотя бы продовольствие привозили. Сейчас очень плохо, почти ничего нет. Бывают моменты, когда люди вырывают друг у друга хлеб. Честно говоря, у многих пока есть какое-то количество муки, но они боятся ее использовать, хранят на самый крайний случай, чтобы испечь хлеб хотя бы для детей. У меня тоже есть мешок муки, к которому я не притрагиваюсь”,- с болью говорит Магда. 

Ее детям 12, 7 и пять лет. Магда давно не покупала сыновьям сладости. Иногда, если удается купить сахарный песок, она готовит из него сироп, наливает его в формочки для кексов и готовит леденцы. Сперва, когда еще можно было купить какие-то продукты, Магда пекла что-нибудь детям. Но уже долгое время в магазинах ничего нет…  

“В последний раз сахарный песок и растительное масло я купила до 15 июня, когда дорога окончательно закрылась. После этого мы еще несколько дней получали помощь: по килограмму сахарного песка и пол-литра растительного масла на каждого ребенка. Продукты стараюсь использовать очень экономно, только в случае крайней необходимости”,- рассказывает моя собеседница, добавляя, что у нее много продовольственных талонов, но в магазинах нет товаров. 

Наша надежда на огород  

В условиях блокады людям в селах жить чуть легче,  чем в городах. В селе почти у каждого свой огород, который обеспечивает более 80 процентов необходимых продуктов. У Магды на огороде растут фасоль, картофель, капуста, тыква. Помидоры и огурцы пока не поспели. Что-то из овощей она может продавать, но предпочитает консервировать на зиму. Стараются обходиться этим, а то, что можно долго хранить, не используют.  

“Я каждый день что-то готовлю из этих овощей. Сегодня сварила картошку. Еще у меня есть по два килограмма риса и гречки, немного чечевицы, горстка макарон, полученные по детским талонам сахарный песок и растительное масло. Вот и все, что есть у меня в доме. Этого даже на месяц не хватит”,- переживает Магда. 

В селе люди иногда забивают скот, и тогда появляется мясо, которое, однако, в магазины не сдают. Люди покупают мясо друг у друга. Молочные продукты тоже местного производства, но в магазинах их нет. 

“В этот сезон дети должны есть фрукты, чтобы организм накопил витамины на зиму. Но только где взять фрукты? А то, что выросло, град побил. От недоедания и нехватки витаминов у детей на коже появляются чешуйки, они худеют, часто болеют…” – говорит Магда.  

Эта ситуация сделала людей эгоистами 

По словам Магды, хоть это и больно, но люди начинают отчаиваться. Если вначале все верили, что будет хорошо, сейчас так думают немногие. 

“Ситуация очень напряженная, все, даже самые спокойные, испытывают стресс. Ни у кого нет настроения, люди живут как зомби. У них сформировался условный рефлекс: есть, спать, ходить на работу. Других интересов нет”,- говорит мама троих детей.  

По словам Магды, раньше люди, не задумываясь, делились тем, что имели. Сейчас они так не поступают. “Очень грустно, но эта ситуация сделала людей эгоистами. Они часто не делятся тем, что имеют, так как не знают, когда возникнет крайняя необходимость. Каждый думает так: я сейчас отдам, а потом вдруг понадобится мне или моему ребенку. Но я верю, что до конца не исчезнет, что опять доставят. Давно нет стирального порошка. Месяц назад в магазине получили 20-килограммовый пакет стирального порошка. Продавщица сказала: бери, больше не будет. Хорошо, что я послушалась и купила. Но поделилась с соседями, и сейчас осталось около 5 килограммов…” – рассказала моя собеседница. 

Помимо продуктов питания не хватает также предметов гигиены и одежды. Магда не знает, насколько хватит ее запасов, но этот день не за горами. Детям нужна обувь, они ходят в порванных кроссовках. Есть одна новая пара, но ее держат для школы. 

У нас нет ожиданий от властей Армении, но есть ожидания от народа 

Впервые Hetq.am встретил Магду во время войны 2020 г., когда она с семьей, за исключением мужа и его сыновей, находилась в Ереване. 

Сегодня Магда призналась, что до этой войны чувствовала себя в Арцахе чужой, так как приехала в Дрмбон в качестве невестки из Севана. Но сейчас желание остаться в Арцахе велико, как никогда.  

“Если так будет продолжаться и появится возможность, я вывезу отсюда детей, но мы останемся. Когда вспоминаю горе матерей во время войны и сколько крови было пролито нашими ребятами, никуда не хочу уезжать. Если сегодня мы проявим слабость и уйдем из Арцаха, следующей будет Армения, из-за чего я очень переживаю…” – говорит Магда.  

По ее словам, хотя люди уже в отчаянии, но, видя, что в Армении организуются митинги и акции, преисполняются надеждой. 

“Сегодня у нас нет ожиданий от властей Армении, но есть ожидания от народа. В трудный момент народ Армении всегда был рядом с Арцахом. И того же мы ждем сегодня. В 90-е годы, когда в Армении тоже было очень тяжело, ее жители в трудную минуту всегда помогали арцахцам. Все, что там происходит – будь то   митинг, мероприятие или сбор продуктов питания перед офисом ООН – дает нам надежду. Мы видим, что народ Армении не дремлет. Но в любом случае искра должна зажечься в Арцахе, однако здесь люди не двигаются с места. Не понимаю, чего они ждут. Руководство не предпринимает умных шагов”,- говорит Магда Мкртчян. 

Несмотря на нахождение в Арцахе российских миротворцев, они никак не препятствует незаконным действиям Азербайджана. На вопрос арцахцев, почему  нам ничем не помогаете, миротворцы говорят, что находятся в Арцахе только для соблюдения режима прекращения огня. 

“Их спрашивают: почему не помогаете доставлять сюда продовольствие? Они отвечают: мы здесь только для того, чтобы вы друг в друга не стреляли. Сами же в день по десять раз получают продовольствие, которое доставляют на вертолетах. А то, что едят арцахцы, их не интересует…” – сказала в заключение Магда. 

На главном снимке: трое сыновей Магды Мкртчян 

Фотографии предоставила Магда Мкртчян 

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter