
Жертвы “идиотизма”
Созванный 26 июня митинг Армянского национального конгресса был не столько заявкой на возвращение к уличной политике, сколько заявкой на отказ от нее, на добровольную капитуляцию и итоговое мероприятие по добровольной передаче знамени партии “Процветающая Армения”. Митинг был направлен на обоснование бессмысленности существования АНК, и эту ответственную задачу взял на себя лидер конгресса Левон Тер-Петросян, озвучив беспрецедентные по своим противоречивым, слабым и нелогичным обоснованиям заявления и утверждения.
“Вряд ли найдется кто-нибудь, кто искренне считает, что эта новая ситуация, главной особенностью которой является разрушение властного монолита, была создана стихийно, а не в результате осмысленных шагов оппозиционных сил, точнее, установленного на предвыборном этапе сотрудничества между Армянским национальным конгрессом, партией “Процветающая Армения”, Дашнакцутюн и частично “Наследием”,- пытался убедить Тер-Петросян.
Трудно даже предположить, с чего лидер АНК решил, что монолит власти разрушен, ведь ни одного свидетельствующего об этом факта просто не существует, и никто не может отрицать, что нынешняя политика ППА всего лишь имеет целью создать иллюзию устранения монолита власти. Но если даже признать, что этот монолит разрушен, то непонятно, какой вклад внес в это дело конгресс или все те партии, которые с трудом преодолели минимальный порог прохождения в Национальное Собрание и смирились с представленными результатами выборов.
Осуществленные изменения были следствием не силы, проницательности или решительности оппозиции, а осуществленной Сержем Саргсяном политики по установлению контроля за политическим полем путем его опустынивания. А началось это не с подачи или при помощи АНК, а по той причине, что ППА не согласилась принять предложение Сержа Саргсяна стать фактически прислужницей РПА и заранее заявила о поддержке его кандидатуры на президентских выборах 2013 г.
В собственной ловушке
Вообще Левон Тер-Петросян постоянно стремится создать впечатление того, что все происходящие с участием ППА процессы, в том числе голосование в парламенте против программы правительства, это результат сотрудничества этой партии с оппозицией и в частности с АНК. Простое совпадение интересов, которое привело к действиям и в данном случае – к единому голосованию, лидер конгресса стремится преподнести как сотрудничество. Между тем сотрудничество – это в первую очередь запланированные, взаимосогласованные решения и действия, которых в данном случае просто не было.
Использование подобного рода мелких манипуляций показывает, что в настоящее время потенциала АНК хватает лишь на провоцирование внутривластных интриг. Но даже это конгрессу не удается, потому что, вступив в эту игру с ППА, АНК вместе с другими силами постоянно оказывается в ловушке собственных ожиданий, поскольку неправильно оценивает политический нюх “Процветающей Армении” и лично Гагика Царукяна. Последний в пику оппозиции и жалким маневрам с целью приведения его в поле их влияния продолжает проводить самостоятельную политику.
Не ППА идет за оппозицией, поддаваясь на ее провокации и манипуляции, что было ожидаемо, а именно ППА заставляет других каждый раз плестись за собой. Таким образом, “Процветающая Армения” лишает политическое поле и в первую очередь АНК мотивации, перспективы консолидации и формирования реального политического полюса. Факт, что силовой центр давно переместился из плоскости АНК-власть в плоскость ППА-власть, и все смирились с этой реалией и вытекающими из нее правилами игры.
Но чтобы эта реалия не стала очевидной, Тер-Петросяну не остается ничего другого, как придать ППА образ виртуальной оппозиционной силы. “В демократических странах все те партии, которые входят в правительство, являются властью, а те, которые не входят в правительство, являются оппозицией, независимо от этого, заявляют они об этом или нет. Поэтому данное положение регламента просто глупость, или, говоря чистейшим армянским языком, идиотизм...”,- убеждает он, тонко обходя или не желая осознавать, что в данном случае речь идет не о заявлении, а о вытекающей из него ответственности.
Если бы ППА заявила в парламенте о своей оппозиционности, то все дальнейшие шаги этой партии должны были укладываться в эту призму. Между тем такого критерия просто нет, и именно поэтому Тер-Петросяну удается комментировать нынешний статус ППА и ее “альтернативность” в нужной ему форме. Тер-Петросян либо не хочет верить, либо игнорирует то обстоятельство, что ППА, отказываясь делать такое заявление, не сжигает за собой мосты.
С другой стороны очевидно, что в Армении, даже исходя из статуса той или иной конкретной силы, невозможно установить, является она оппозицией или нет. Если руководствоваться тер-петросяновской логикой, то руководимая Арташесом Гегамяном партия “Национальное единение”, Христианско-демократическая партия Хосрова Артуюняна, союз “Конституционное право” Айка Бабуханяна как до парламентских выборов, так и сейчас являются оппозиционными, поскольку они не вошли в состав правительства. Согласитесь, это более чем смешно.
И, наконец, этим утверждением Тер-Петросян ставит самого себя и АНК в крайне несерьезное положение, доказывая, что деятельность общенародного движения была ничем иным, как идиотизмом. В 2008-2011 гг. конгресс упорно убеждал всех, что в этой стране единственной оппозицией является он сам, а все остальные не присоединившиеся к нему силы не руководствуются принципами общенародного движения, являются лжеоппозиционными и в действительности обслуживают интересы действующей власти.
Большинство этих сил, в том числе и те, сотрудничеством с которыми Тер-Петросян сейчас гордится, в прошлом считали себя оппозиционными. Сейчас, согласно трактовке “идиотизма” Тер-Петросяна, получается, что они были реальной оппозицией, поскольку имели такой статус. Если это так, то получается, что АНК тогда постоянно вводил в заблуждение общественность. Но чтобы этот абсурд не стал очевидным и чтобы оправдать нынешнюю политику АНК, Левон Тер-Петросян стремится “создать” из ППА реальную оппозиционную силу. Это он делает двумя испытанными и не раз использованными им методами: с одной стороны напирает на логику, а с другой – обвиняет в предательстве тех, кто придерживается противоположной точки зрения.
АНК больше ППА, чем сама ППА?
Убедительная логика Тер-Петросяна состоит в следующем: “...Каждый человек должен всего лишь задать себе вопрос: отказ “Процветающей Армении” войти в состав правительства усилил или ослабил Сержа Саргсяна или, что то же самое, бандократию? Уверен, что любой не имеющий предрассудков человек ответит: разве непонятно, что ослабил”.
Кажется, что это неуязвимая логика. Однако первый президент забывает задать еще один вопрос: отдельное участие “Процветающей Армении” в выборах и ее отказ войти в состав правительства усилили или ослабили оппозицию и в частности общенародное движение, которое однозначно является гораздо большей ценностью, чем флирт с ППА и реверансы в сторону этой партии?
Да, от относительного отделения ППА власть не усилилась, Но это не усилило и оппозицию, которая полностью попала в зависимость от капризов ППА. И сейчас из-за усилий ППА и непонятной политики АНК мы имеем ослабленную власть и еще более ослабленную и лишенную воли оппозицию. Оставив в стороне реальную политику, все пытаются найти ответы на следующие вопросы: можно ли доверять ППА? не превратится ли эта партия в решающий момент в дезертира и не поставит ли оппозицию перед фактом? Если нет, то почему имевшая самые большие шансы на победу на выборах и уверенная в своих силах партия не обжаловала результаты выборов, не повела реальную борьбу за восстановление справедливости? Почему эта партия отказалась заявить в парламенте о своей оппозиционности, если это ничего не меняет и, согласно тер-петросяновской логике, не этим определяется, оппозиционна партия или нет? Почему после отклонения программы правительства эта партия на первом же заседании парламента проголосовала за все остальные законопроекты правительства, в том числе и за те, которые противоречат ее предвыборной программе?
Почему ППА оставила в одиночестве свое второе лицо, ставшее мишенью уголовного или политического преследования власти, и не осмевается дать хотя бы четкие оценки или исключить из своих рядов обвиняющегося в отмывании денег Вардана Осканяна, если не сомневается в его виновности? Тер-Петросян должен был в первую очередь ответить на эти вопросы, между тем он умело обошел ситуацию вокруг Вардана Осканяна.
Вместо этого для обоснования своей позиции он начал обвинять те круги, которые не верят в то, что ППА является оппозицией или хочет стать таковой. “Вместо того, чтобы поощрять стремление “Процветающей Армении” стать независимой и еще больше отдалить ее от Сержа Саргсяна и РПА, они ... оказывают моральное и психологические давление на ППА для восстановления прежнего властного монолита. Иными словами, стремятся сделать то, что никак не удалось сделать Сержу Саргсяну, а именно вновь превратить ППА в придаток и послушную марионетку Республиканской партии”,- заявил Тер-Петросян.
Эти обвинения высказываются с тем, чтобы избежать ответственности за собственные шаги. Проявивший полуслепую веру в ППА Тер-Петросян просто легитимизиурет нынешний промежуточный статус этой партии, обеспечивает продолжительность сложившейся неопределенной ситуации и тем самым обрекает на серость все политическое поле, против чего, кстати, вел борьбу на начальном этапе движения.
Выдвигая ППА на первый план, он самопроизвольно отводит АНК второстепенную роль и ставит его в зависимость от ППА. Иначе, чем предательством, это не назовешь, потому что во всем этом больше заметно обусловленное цейтнотом стремление окончательно исчерпать движение, а вину взвалить вину на второстепенные обстоятельства и другие силы. Тер-Петросян просто выходит из игры.
Комментарии (5)
Написать комментарий