HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Из Ехцаоха в Джрарат: многодетная арцахская семья ищет дом

Утром 19 сентября Мариам Асрян по обыкновению пекла хлеб в своем доме в селе Ехцаох в Арцахе. Достать из печи четвертую лепешку она не успела, так как отключилось электричество. Во всем доме чувствовался аромат свежеиспеченного хлеба, что очень обрадовало вернувшихся из школы дочерей Мариам Сатеник и Светланы. Особенно обрадовалась Сатеник, которая иногда помогала матери печь хлеб. Девочки пошли в свою комнату переодеваться, а Мариам стала накрывать на стол. И в этот момент послышалась стрельба. 

Муж Мариам Арсен Амиршатян уложил спать 6-месячного сына и сам прилег рядом с ним. Он тоже услышал звуки выстрелов, позвал жену, чтобы она осталась с ребенком, а сам решил выйти из дома, чтобы понять, что происходит. “Я спросила: война? Он успокоил меня: будет, наверно, как в августе, не думай, все будет хорошо. Но стрельба не прекращалась. Когда муж вышел из дома, он понял: действительно началась война. Арсен отправил нас в баню, где было более безопасно. Я попросила его остаться, чтобы мы вместе вывезли детей. Он с удивлением посмотрел на меня: “Куда вывозить? Горис закрыт, Степанакерт закрыт…” – вспоминает 26-летняя Мариам.    

В бане она расстелила на полу одеяло, усадив на него 8-летнюю Сатен, 6-летнюю Светлану, 4-летнюю Сусанну, 3-летнего Даниела и 6-месячного Ашота. Дети были напуганы, а мать успокаивала их, уверяя, что на улице “всего лишь играют”.

В тот день Арсен должен был отправиться на позиции. Он был ополченцем, участвовал в самообороне села. Однако сейчас ему пришлось ехать на позиции раньше назначенного часа. Вскоре Арсен вернулся домой, забрал детей и отвез их в местное убежище. Там уже собрались сельчане. Когда Мариам с детьми зашла туда, все плакали. Азербайджанцы беспрерывно обстреливали Ехцаох. Мариам попросила Арсена отпустить ее домой сменить одежду, но на самом деле она отправилась за испеченным в тот день хлебом и компотом из винограда из собственного сада.

Небольшое убежище было заполнено плачущими людьми. В помещении было очень душно. 6-месячный Ашот постоянно плакал. Три года назад в таком же состоянии был другой сын Мариам, Даниел, который родился 1 сентября 2020 года, за двадцать дней до начала 44-дневной войны.  

Стрельба продолжалась до 8 часов вечера. Потом ситуация немного успокоилась. Все подумали, что армянские силы потеряли позиции на горе Сарибаб, но никто не мог представить, что “отдали Арцах”…

Сельчане оставили одеяла и фонарики в убежище и разошлись по домам. Мариам уложила детей спать в одежде. В час ночи Арсену позвонил староста села и сказал, что нужно уезжать. Сперва все подумали, что это касается только мужчин, но, как оказалось, эвакуировали также женщин и детей. Мариам смогла забрать из дома только документы, и вместе с детьми они направилась к дому старосты, на котором были видны следы от выстрелов. Оттуда Арсен с семьей поехал на УАЗе за остальными женщинами и детьми. По дороге стреляли. Арсен не стал останавливать машину, лишь прибавил скорость.

 

“Мы приехали на российскую базу. Там я уложила детей и решила отправиться за Арсеном, но мне сказали, что он уехал в село. Хотелось плакать, но я решила для себя: плакать не буду, утром он вернется, и мы поедем домой”,- рассказала молодая женщина. Ту ночь они провели на территории села Десять верст, которое обстреливалось азербайджанцами. Ехцаохцы расположились в палатках, в которых было очень холодно. На следующий день людей отправили на базу российских миротворцев недалеко от моста Акари. Условия здесь были получше: горячая вода, тепло, однако еды не хватало, так людей было очень много, рассказала Мариам. 

В полдень 24 сентября Арсен и Мариам вместе с детьми прибыли в Армению. Сейчас они временно живут в доме родителей мужа в селе Джрарат Разданского района. Здесь под одной крышей собрались 15 человек. После войны 2020 года родители Арсена остались в Армении, а дом им подарил армянин из Германии.

Сейчас многодетная семья ищет дом недалеко от города Раздан.

До насильственного перемещения из Арцаха Мариам казалось, что они вновь вернутся домой. Единственное, что осталось на память от Арцаха, - купленный в Степанакерт крест, который случайно оказался в кармане одежды Мариам. 

“Перед тем, как покинуть Арцах, мы уселись с Арсеном на землю. Я сказала ему: “Давай возьмем отсюда горсть земли”. А он мне ответил: “Зачем? Чтобы мучиться, зная, что это наше, но мы потеряли?”- рассказала Мариам. 

Когда они уже выезжали из Арцаха, Арсен обратился к ней: “А как же наше село, наш дом…?” Сейчас этот вопрос Мариам задает сама себе. “Я до сих пор мысленно переношусь в свой дом, вспоминаю каждый его уголок, каждую проведенную там минуту…” – говорит она. В Ехцаохе Мариам работала в школе завхозом. В сентябре в школу пришли 12 учеников, в том числе две ее дочери.

На диване усаживаются рядом Сатен, Светик, Сусик, Дани. Самый младший, Ашот, после отъезда из Арцаха стал плохо спать, часто плачет.

“В Ехцаохе мы жили в нашем доме, ходили в школу”,- начала рассказывать Сатен. Потом девочки стали вспоминать трех своих кошек, у которых не было имен, коров, свиней, кур, кроликов, которых держала их семья. 

“О чем вы больше всего скучаете?” – спрашиваю детей. Неожиданно наступает тишина. В считанные секунды их веселость сменилась грустью. “Там остался наш дом, остались наши коровы, но мы туда уже не поедем”,- ответила Сатен со слезами на глазах. “Кто вам сказал, что не поедете?” “Там опять начнется война, поэтому не поедем. Мы больше никогда туда не поедем, потому что наш дом захватили турки”,- тихо ответила девочка.

Мариам стала рассказывать сон, который приснился ей 19 сентября и из-за которого она в тот день не пошла не работу. Ей приснилось убежище. Неожиданно какие-то незнакомые мужчины открыли дверь и направили на них оружие. Один из них сказал на азербайджанском: “Карабах принадлежит Азербайджану”. Другой говорил на русском. “В этот момент я вскочила и сказала Арсену, что мне приснился сон, но я его не расскажу. Когда началась стрельба, я рассказала ему этот сон…” – вспоминала Мариам.

Вскоре дети вышли во двор. Оказалось, что Сатен больше всего нравится играть с листьями. Вслед за детьми во двор вышла Мариам с маленьким Ашотом на руках. После полудня в Джрарате поднялся ветер. Он напомнил Мариам тот, который дул в Аскеране…

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter