HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Ваге Саруханян

Делимитация и демаркация без мандата и положения: правительство не дает четких ответов  

Вице-премьер Мгер Григорян, возглавляющий комиссию по вопросам делимитации государственной границы и пограничной безопасности между Арменией и Азербайджаном, не может четко объяснить, почему работы по делимитации и демаркации проводятся на границе в Тавушской области без утвержденного обеими сторонами положения.

Напомним, что делимитация – это определение линии границы на карте, а демаркация – проведение границы в реальных условиях, на местности.

14 декабря 2023 г., когда правительство утверждало регламент проведения заседаний соответствующих комиссий Армении и Азербайджана и рабочих встреч представителей двух стран, председатель армянской комиссии, вице-премьер М.Григорян заявил, что данный документ регулирует организационные вопросы, а новый документ (положение) должен содержать методологию, после согласования которой работы будут продолжены уже в формате совместного обсуждения конкретных документов и топографических карт.

Это значит, что сторонам предстояло разработать и принять совместное положение, на основании которого должны вестись работы по делимитации. Кроме того, в соответствии с данным положением предусматривалось утверждать те карты и документы, которые должны были послужить основанием для делимитации и демаркации.

Однако уже в марте этого года стало ясно, что Азербайджан потребовал передать ему находящиеся под контролем армянских сил четыре бывших села в направлении Тавуша (Баганис Айрум, Неркин Воскепар, Хейримли, Кызыл Гаджили). Требование Азербайджана, как показали встречи премьер-министра Никола Пашиняна с жителями пограничных сел Тавушской области, носило ультимативный характер: если не отдадите, возьмем силой.

На встрече с жителями Воскепара 18 марта премьер попытался представить процесс в положительном свете: “Мы видим, что реальный процесс делимитации и демаркации можем начать на этом участке – от Баганиса до Беркабера”.

В связи с этим мы поинтересовались у вице-премьера Григоряна, возможно ли, что Республика Армения в одностороннем порядке передаст Азербайджану указанные четыре села, или это будет сделано в результате делимитации и демаркации границы на участке Баганис-Беркабер. Мы также спросили, имеются ли согласованные с азербайджанской стороной сроки передачи этих сел. Кроме того, нас интересовало следующее: в случае проведения делимитации и демаркации границы на участке Баганис-Беркабер будет ли в ближайшее время обсужден или, возможно, уже обсуждается вопрос возвращения Армении территории на другом берегу Джогазского водохранилища, расположенного напротив села Беркабер, которая принадлежит РА, но находится под контролем Азербайджана? На все наши вопросы офис Мгера Григоряна дал уклончивые ответы. 27 марта руководитель офиса Эдгар Мкртчян сообщил Hetq.am, что проводятся обсуждения. Он также отметил, что относительно результатов встреч членов комиссий по делимитации двух стран публикуются официальные пресс-релизы, вне рамок которых стороны, согласно утвержденному двустороннему регламенту, не дают комментариев.

Вскоре после этого, 19 апреля, МИД Армении распространил заявление, из которого следовало, что правительство Пашиняна под давлением бакинского режима пошло на очередную уступку, а именно: на участке Баганис-Беркабер вместо делимитации и демаркации, о которых говорил премьер, армянская сторона идет на одностороннюю уступку, отходя от рубежей, занимаемых ею в направлении указанных четырех сел еще с 1990-х годов. При этом, если верить опубликованной армянской стороной карте (см.ниже), отход осуществляется частично. Так, на промежуточном участке Воскепар-Киранц наши войска пока не отступают назад, между тем это было сделано на участке Баганис-Воскепар, в непосредственной близости от села Киранц, а также на участке  Беркабер-Кызыл Гаджили передовой линии (в действительности бывший жилой участок села Кызыл Гаджили никогда не находился под контролем армянских сил).

Не имеющая правового мандата “комиссия по делимитации” проводит также демаркацию

После публикации 19 апреля заявления МИД Министерство юстиции с целью противодействия поднявшейся в Армении широкой волне общественного недовольства 29 апреля выступило с заявлением о том, что армянская комиссия имеет выданный ей правительством и премьер-министром мандат на проведение встреч и заседаний по вопросам пограничной безопасности и делимитации государственной границы между двумя странами. В действительности Минюст сделал манипулятивное заявление, поскольку в декабре 2023 г. правительство всего лишь утвердило регламент организации и проведения рабочих встреч комиссий. В документе ничего не говорится о мандате (полномочии) и его рамках. Что касается решения премьер-министра от 23.05.2022 г., то в нем всего лишь утверждался состав комиссии по пограничной безопасности и делимитации государственной границы, но ни слова не говорилось о предоставленных ей полномочиях.

Выдвижение Минюстом подобного аргумента удостоилось резкой критики со стороны бывшего Защитника прав человека РА Армана Татояна. Последний заявил следующее: “Ни в одном акте не написано, в чем состоит полномочие этой комиссии или ее членов, какие решения она принимает, по каким конкретным вопросам и т.д. Нельзя иметь конкретно действующий орган без правового основания и без закрепления его конкретного статуса, удовлетворяясь лишь тем, что орган имеет название, из которого и вытекают его полномочия. Согласно логике правительства, если хочешь судить людей за нарушения закона, то нужно создать какой-либо орган, назвать его “судом”, и этого будет достаточно, чтобы данный орган начал судить людей. И нет никакой необходимости в установлении конкретных полномочий, порядка принятия решений и т.д. Эта логика в принципе противоречит верховенству права и основам Конституции”.

Но даже если руководствоваться подобным правовым абсурдом, который пытается обосновать Министерство юстиции, то следует подчеркнуть, что в названии комиссии нет слова “демаркация”, а это даже с учетом логики МЮ означает, что она не может заниматься вопросами демаркации.

Почему мы заостряем внимание именно на этом? Потому что сейчас процесс осуществляется на земле: на местности проводятся геодезические замеры, в результате которых уточняются координаты (для этого Пашинян создал при армянской комиссии рабочую группу), устанавливаются пограничные столбы, армянская сторона отходит, азербайджанцы продвигаются вперед, с обеих сторон размещаются пограничные войска. Это и есть фактическая демаркация.

Положения нет, но процесс осуществляется

И делимитация, и демаркация на Тавушском направлении осуществляются в условиях отсутствия согласованного и утвержденного обеими сторонами положения, о котором говорил в правительстве в декабре прошлого года Мгер Григорян. Ключевое выражение – “потому что этого требует Азербайджан”. Однако офис Григоряна не хочет признавать эту реалию.

19 апреля было заявлено, что стороны должны согласовать проект положения до 1 июля 2024 г. и начать процесс его внутригосударственного согласования и утверждения в соответствии с установленным их законодательством порядком и требованиями.

Это значит, что по меньшей мере до 1 июля ни делимитация, ни демаркация осуществляться не могут. 

На вопрос Hetq.am, если такого положения пока нет, на основании чего стороны приступили к фактической делимитации в направлении Тавуша, руководитель офиса М.Григоряна Эдгар Мкртчян ответил: “В настоящее время делимитация и демаркация проводятся на основании протокола, подписанного руководителями комиссий по делимитации обеих государств, в котором прописаны основополагающие принципы процесса делимитации. В то же время стороны обсуждают проект положения, в котором будут учтены результаты процесса делимитации и демаркации”.

Последующие события показали, что Азербайджан по своему желанию и путем оказания давления на правительство Пашиняна сходу меняет правила игры и осуществляет процесс так, как ему выгодно. Об этом открыто заявляет и сам Алиев. А Пашинян и его команда, занимаясь неудачными поисками каких-то правовых решений, пытаются убедить армянское общество в том, что осуществляется законный процесс.

В декабре Мгер Григорян заявил: “В этом документе (положении) мы также должны описать методологию, дать более конкретное определение того, что мы понимаем под термином “карта”, что понимаем под имеющим юридическое значение документом”.

Нас интересовало следующее: если регламент пока не утвержден, на основании каких карт и документов осуществляется делимитация, устанавливаются пограничные столбы. Отметим, что 29 апреля Минюст в свою очередь заявил, что “процесс делимитации проводится на основании юридически обоснованных карт и документов, которые существовали на момент распада Советского Союза”. Также ведомство отметило: “Установление столбов осуществляется рабочей группой при комиссии по делимитации РА на основании согласованных сторонами карт”.  

О каких согласованных картах идет речь в условиях отсутствия регламента? В каком году были напечатаны и кем были составлены эти карты? Вот что ответил на эти вопросы глава офиса вице-премьера Э.Мкртчян: “Согласно сообщению (от 19 апреля), процесс, осуществляющийся в Тавушской области, преследует цель приведения границы в соответствие юридически обоснованной межреспубликанской границе, которая существовала на момент распада Советского Союза, на основании чего можем констатировать, что в основу процесса положены имеющие юридическое значение карты и документы. То есть те существовавшие на момент развала СССР документы и карты, которые были составлены, напечатаны или утверждены компетентными органами СССР”.

Как видим, власти РА в очередной раз избегают уточнений, обосновывая это следующим требованием регламента работы комиссий: “Любые ссылки должностных лиц государств на результаты заседаний и совместных рабочих встреч, выходящие за рамки буквального содержания предназначенных для СМИ пресс-релизов, а также разъяснения или комментарии не разрешаются и считаются недействительными”.

В этом контексте следует вспомнить, в чем заверял Пашинян при утверждении вышеупомянутого регламента 14 декабря 2023 г. (подчеркнем, что этот документ всего лишь регулирует организационные вопросы): “Документ, который мы утверждаем, не секретный. Он будет публичным, что очень важно для того, чтобы наша общественность и эксперты имели возможность ознакомиться с механизмами, в рамках которых будут осуществляться работы по делимитации и демаркации”.

Частью этого механизма являются также те карты и правовые документы, на основании которых сегодня уже проводятся делимитация и демаркация, однако команда Пашиняна не опубличивает эти основания. Возможно, и по той причине, что они даже не были утверждены в рамках предусмотренного положения. 

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter