HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Механика музыки: физик и пианист Александр Акопян

В 1920-х годах в Ереване самые трудные партии аккомпанемента доверяли ему. Композитор, ректор Петербургской консерватории Александр Глазунов настоятельно рекомендовал ему продолжить образование в качестве пианиста, но Александр Акопян выбрал науку, не оставив при этом музыку. 

Спустя годы, Акопян начал переписываться с лауреатом Нобелевской премии, физиком Максом Планком. И хотя оба ученых испытывали огромную любовь к музыке, в частности фортепьянной, темой их переписки была термодинамика, точнее, новое обоснование второго начала термодинамики. 

В одном из писем всемирно известный ученый писал из Берлина проживающему в Ереване молодому физику: “Интересно было бы встретиться и поговорить более подробно”. 

За всю свою жизнь Александр Акопян так ни разу не покинул Советский Союз. При этом он блестяще владел русским, немецким и французским языками, переписывался с самыми авторитетными учеными мира. 

Пианист 

22 декабря 1921 года в Ереване, на улице Спандаряна, ныне улица Арама, в доме номер 44 состоялся концерт, возвестивший открытие музыкальной студии. Спустя два года на ее базе была создана Ереванская государственная консерватория. Эта ответственная работа была поручена композитору и педагогу Романосу Меликяну, которому предстояло набрать первых специалистов, а их в те годы было мало. Музыканты, выступившие на концерте по случаю открытия студии, и стали первыми преподавателями консерватории. Вот содержание одной из афиш этого концерта: 

“Концерт по случаю открытия музыкальной студии. 

В программе: Гендель, Люлли, Крейслер, Скарлатти, Рамо, Глюк, Гайдн, Перголези, Бах”.  

В тот день выступили пять музыкантов, которым предстояло стать первыми преподавателями будущей консерватории. В этом памятном концерте приняли участие Арус Бабалян, Анна Мнацаканян, Левон Мирза-Авакян, Овсеп Мадатян. Аккомпанировал им пианист Александр Акопян, ставший первым официальным концертмейстером и преподавателем Ереванской консерватории. 

Александр Акопян родился в 1890 г. в Гюмри. Первоначальное музыкальное образование получил в Тифлисе. В годы учебы в гимназии он брал уроки игры на фортепьяно у известного пианиста того времени Алоиса Мизандара, а в дальнейшем стал совершенствовать свое мастерство самостоятельно. 

Музыкальная одаренность и исполнительское мастерство Александра Акопяна были по достоинству оценены известными музыкантами того времени. На фортепьянном отделении Акопян учился с будущей известной пианисткой Маргаритой Миримановой. После окончания училища оба уехали в Петроград (Санкт-Петербург). “Мириманова поступила в консерваторию, а мой отец – в Ленинградский политехнический институт. При этом он продолжал поддерживать связь с музыкантами и часто приходил в консерваторию, где общался со студентами-пианистами”. 

В то время директором консерватории был известный русский композитор Глазунов. Отец избегал подходить к роялю в его присутствии. Но как-то раз он не заметил присутствия Глазунова и начал что-то играть. Глазунов подошел к отцу и сказал: “Александр Аркадьевич, я не знал, что вы пианист”. “Какой я пианист, я же консерваторию не заканчивал”,- ответил отец. “Как не заканчивали? У Вас будущее концертирующего солиста”,- рассказал сын Александра Акопяна Микаел Акопян (Vem Radio, радиожурнал “Акунк”, 2011 г.). 

В семейном архиве Акопянов хранится открытка с надписью Александра Глазунова. 

На фотографии композитор изображен с Маргаритой Миримановой, а внизу есть надпись: “Милому Александру Аркадьевичу Тер-Акопову на добрую память от сердечно преданного ему А.Глазунова, Санкт-Петербург, 1913 г.”. 

После окончания Петербургского политехнического института Акопян переехал в Тифлис. В начале 20-х годов он начал преподавать в Ереванском государственном университете, совмещая эту работу с преподаванием во вновь созданной Ереванской государственной консерватории. 

“Александр Акопян преподавал недолго, всего несколько лет, но эти годы стали решающими как для студии, так и для консерватории. После этого он сосредоточился на своей технической специальности, но если требовался хороший концертмейстер, то обращались к Александру Акопяну. Здесь я вижу фотографию Авета Габриеляна. Он приехал из Ростова опять-таки по приглашению Романоса Меликяна и решил выступил с концертом, сыграть ни больше-ни меньше концерт для скрипки Чайковского в сопровождении фортепьяно. Как известно,  фортепьянный аккомпанемент этого концерта чрезвычайно труден. И все в один голос указали на Александра Акопяна, отметив, что он единственный который может выступить в качестве аккомпаниатора. И в Ереване впервые прозвучал концерт для скрипки Чайковского в исполнении Авета Габриеляна, а аккомпанировал ему Александр Акопян”,- рассказал музыковед, профессор Ереванской госконсерватории Армен Будагян. 

Ученый 

В Санкт-Петербургском Политехническом институте Александр Акопян изучает термодинамику и механику. Эти направления становятся основными в его дальнейшей научной деятельности. В 1917 году Акопян заканчивает политехнический институт и возвращается в Тифлис, где работает какое-то время. В годы существования Первой Республики Армения (1918-1920) он преподает в университете Александрополя (Гюмри). 29 ноября 1920 года в Армении устанавливается советская власть. А в следующем году Акопяна приглашают в Ереван, где ожидалось открытие государственного университета. 

Александр Акопян приступает к изучению вопросов термодинамики, которая в те годы была слабо развита в Советском Союзе. Он дал другое возможное обоснование принятого в СССР второго начала термодинамики. 

“Это генеалогическое древо Политехнического института. После основания университета создаются три факультета, которые в дальнейшем объединяются. Появляются химический и строительный факультеты, на основе которых в 1933 году создается Политехнический институт. Это был проект Таманяна. 

Александр Акопян стоял у истоков создания института. Будучи проректором, он в то же время возглавлял три разные кафедры. Очень редко, когда один и тот же человек может руководить тремя разными направлениями. Он мог”,- отметил директор музея Национального политехнического университета Армении Аркадий Дуринян. 

Александр Акопян является автором многочисленных научных трудов. Он был одним из первых академиков Академии наук Армянской ССР. 

Александр Акопян об Александре Акопяне 

“В начале 20-х годов Ереван еще не был тем городом, который я знал. И, несмотря на неопределенное будущее и тяжелое настоящее Армении, в те годы в Ереван с целью развития образования и науки прибыли лучшие специалисты в своих областях, получившие образование в лучших европейских университетах. Так, Степан Гамбарян и Левон Ротинян приехали из Германии, Арутюн Анжур – из Франции. Они знали, как работают университеты, знали, как составлять учебный план. Так был основан Ереванский государственный университет и отделившиеся от него в дальнейшем институты”,- говорит Александр Акопян, внук физика Александра Акопяна. Последующие поколения ученого – его сын Микаел, внуки Карине и Александр, их дети продолжили научную деятельность в математике и физике. 

Сегодня семья внука Александра Акопяна живет в Нью-Йорке, но часто приезжает в Ереван, в дом своего знаменитого деда, где все сохранилось в том виде, в каком было при жизни ученого: в центре гостиной стоит рояль “Бехштайн”, комод, который был приобретен благодаря Рубену Драмбяну, тетради, ноты, напечатанные и рукописные работы.  “Рояль дедушка купил в 20-е годы в Петербурге, как сейчас говорят, в рассрочку. Мой отец Микаел Акопян рассказывал, что видел своего отца воодушевленным только в тот день, когда к ним домой привезли немецкий рояль. Очень часто в разгар напряженной научной работы Александр Акопян откладывал ручку и садился за рояль, увлеченно играя Баха, Бетховена или Шопена”,- рассказал внук ученого, показывая видеозапись игры своего отца, Микаела Акопяна, на рояле “Бехштайн”, ставшем важным символом их семьи. 

В интервью, которое Микаел Акопян дал в 90 лет, он рассказывает о своем отце Александре Акопяне, об особенностях его характера (Vem Radio, радиожурнал “Акунк”, 2011 г.). 

“Когда после армии я поступил в Политехнический институт, отец был  его проректором. За хорошую учебу мне полагалась стипендия, но каждый раз, приходя в бухгалтерию, я не находил свою фамилию в списках. Тогда я сообщил об этом отцу. Он сказал: “Не волнуйся, это я тебя вычеркиваю. Ты ведь знаешь, что деньги, которые выделяются на стипендии, ограничены, а нуждающихся студентов много. У нас есть студенты, которые приезжают издалека, и они не получают материальную помощь из дома. Вполне возможно, что твоя стипендия даст возможность одному из таких студентов продолжить учебу””,- рассказал Микаел Акопян. 

В 1937 году во время сталинских репрессий десятки ученых, представителей интеллигенции были арестованы по необоснованным обвинениям. Александр Акопян вел переписку со многими известными учеными мира. В целях безопасности он уничтожил письма, которые хранил много лет. Только после его  смерти в 1971 году в одной из книг члены семьи обнаружили письмо всемирно известного ученого, лауреата Нобелевской премии Макса Планка (1926 г.). 

Александр Акопян умер в возрасте 80 лет, оставив после себя огромное научное наследие. Вот как охарактеризовал Акопяна видный ученый, физик, астроном, академик Григор Гурзадян в своем письме, написанном по случаю его смерти:  

“…Мы бессильны перед неизбежным, и вместе с тем трудно осознавать, что больше нет человека, который всегда олицетворял для меня совершенство, который был совершенным в своем безупречном отношении к науке, который своей честностью, добротой и великодушием не имел себе равных как человек и гражданин…

Искренне Ваш 

Григор Гурзадян,

6 июня 1971 г., Ереван”. 

Архивные фото предоставлены семьей Акопянов 

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter