HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Лусине Акопян

Армянские пленные окажутся в полной изоляции: МККК покидает Баку

Бакинский офис Международного Комитета Красного Креста прекращает свою деятельность. По сведениям руководителя Центра международного и сравнительного права, представителя интересов армянских пленных в Европейском суде по правам человека, правозащитницы Сирануш Саакян, с сентября этого года МККК не будет представлен в Азербайджане. Что касается посещений армянских пленных, то они были прекращены уже с июня этого года.

“Во время посещения пленных в июне представители Комитета сообщили им, что это их последний визит, одобренный властями Азербайджана. После этого посещений не будет”,- сообщила Hetq.am Сирануш Саакян.

Прекращение деятельности МККК в Баку она расценивает как часть общей азербайджанской политики, направленной на вывод из страны международных структур, что позволит ограничить объем информации о нарушениях прав человека. В то же время это целенаправленный шаг, так как вследствие конфликта в тяжелой гуманитарной ситуации оказались именно этнические армяне, отмечает Саакян.

Применяемые в Азербайджане пытки, ограничения прав человека, своевольное лишение свободы с наибольшей очевидностью проявляются в отношении армян. Сирануш Саакян напомнила о том, что развязанная в сентябре 2023 года агрессия Азербайджана против Арцаха сопровождалась насильственной депортацией армянского населения. В отношении беженцев имеются конкретные обязательства, выполнению которых содействовали международные структуры. В этой ситуации Азербайджан прекращает деятельность в стране Международного Комитета Красного Креста.

“23 заложника уже оказались в полной изоляции. Ранее они тоже были изолированы в определенной степени, так как ни одна другая организация, кроме МККК, не имела возможность встречаться с ними, оценивать их состояние, предоставлять публичные сведения. Были также запрещены посещения независимых адвокатов. Свиданий с членами семей не было никогда. И получается, что сбор сведений посредством мониторинга мог осуществлять только Красный Крест, а также азербайджанцы, которые подходят к вопросу прав человека с позиций властей”,- заявила правозащитница.

По ее словам, Красный Крест, несмотря на свой ограниченный мандат и  отсутствие публичной критики в адрес властей Азербайджана, тем не менее,  собирал и передавал по своим каналам объективную информацию. В настоящее время содержащиеся в этой стране армяне находятся в условиях полной изоляции, что по международной терминологии прав человека имеет свое название – “инкоммуникадо”, то есть лишение свободы без связи с внешним миром.  “Эти лица могут подвергаться пыткам, что приведет к чрезвычайным ситуациям. И такие случаи были зафиксированы. Не надо забывать, что имеется как минимум 80 насильственно исчезнувших пленных. И мы не исключаем, что насильственное исчезновение – это результат жестоких пыток, имевших неуправляемый исход”,- подчеркнула Сирануш Саакян, добавив, что Азербайджану удается успешно скрывать совершенные им преступления в отношении насильственно исчезнувших лиц, так как из-за отсутствия доступа невозможно выявить места пыток и установить личности тех, кто подвергался пыткам․

По словам правозащитницы, теоретически возможно, что Красный Крест в условиях отсутствия своего офиса в Азербайджане может продолжать посещать армянских пленных, однако такая вероятность крайне мала. “Если бы Азербайджан действительно с уважением относился к гуманитарным вопросам, то продлил бы деятельность МККК. Я уже отметила, что это является также следствием антиармянской политики, дискриминации, а в этих условиях решение гуманитарных вопросов не вытекает из агрессивной политики Азербайджана”,- отметила Сирануш Саакян. По ее словам, посещать армянских пленных могут и другие международные структуры, но только с разрешения Азербайджана, поэтому это тоже маловероятно.

“Обеспечение любого международного присутствия возможно только при наличии волеизъявления Азербайджана, который должен давать разрешение на посещения представителями других международных структур. Но если б такое волеизъявление было, то отношения с МККК, который наилучшим образом выполняет свою миссию, были бы продолжены. Если же такого волеизъявления нет, то его не будет и для других организаций”,- отметила правозащитница.

Правительство не пользуется правом на посещение своих граждан, находящихся в условиях несвободы в Баку 

Сирануш Саакян ссылается и на другую возможность, которой может пользоваться Армения, но не пользуется. По словам нашей собеседницы, беспрепятственное посещение своих граждан, находящихся в условиях несвободы за пределами страны, - суверенное право Республики Армения. “Это право не реализуется по непонятным для меня причинам. Речь идет об организации консульских посещений своих граждан. Международная практика и нормы регулируют ситуации, в которых данное право из-за отсутствия  дипломатических отношений реализуется опосредованно – при содействии третьих нейтральных стран. Республика Армения обладает гарантированным Венскими конвенциями правом беспрепятственно встречаться со своими гражданами, находящимися в условиях несвободы за пределами страны, а содержащиеся в Баку армяне являются гражданами РА”,- пояснила С.Саакян. Она также объяснила, как можно осуществить этот процесс: “Армения делегирует свое право, скажем, Швейцарии, и сотрудник соответствующего консульского отдела Швейцарии прибывает от имени РА в Баку, чтобы увидеться с гражданами Армении, предоставить им консульскую помощь. “Граждане могут иметь различные проблемы – юридические, медицинские. В рамках визита посетители интересуются, в каком состоянии находятся пленные, есть ли умершие. Посредством реализации этого права повышается степень защиты лиц, что позволяет им не оказаться в беззащитном, уязвимом состоянии, избежать неопределенности и безвестности”,- пояснила Сирануш Саакян․

На вопрос, почему правительство Армении не реализует свое право, правозащитница отметила, что общественные организации, в том числе возглавляемый ею Центр, обратились к властям Швейцарии, которые подтвердили свою готовность содействовать в этом вопросе, четко отметив, что условием начала процесса является официальное обращение к ним Республики Армения.

По словам Сирануш Саакян, три месяца назад они обратились в МИД РА, откуда им сообщили, что “вопрос обсуждается”.

“Обсуждают, должно ли Министерство иностранных дел Армении оставлять граждан в полной изоляции в стране, которая проводит дискриминационную политику и в отношении которой существует международный ордер суда ООН? Неужели трех месяцев было недостаточно, чтобы ответить на этот вопрос?” – с  возмущением сказала С. Саакян.

По ее словам, выбор Швейцарии обусловлен тем, что в прошлом эта страна имела опыт организации подобных визитов вместо других стран. Кроме того, Швейцария – нейтральная страна, и ее нейтралитет принимается многими акторами. Кстати, подобный мандат могут получить и другие европейские страны, например, скандинавские.

Возвращаясь к суверенному праву Армении беспрепятственно видеться со своими гражданами, правозащитница подчеркнула, что в отличие от международных структур в данном случае не надо получать разрешение властей Азербайджана. Если эта страна не даст разрешения, то она тем самым нарушит право Армении. “В современном мире отказ от деятельности осуществляющих важную международную миссию структур воспринимается отрицательно. Однако в этом вопросе Азербайджан не нарушает напрямую какое-либо обязательство. В случае же запрета на посещение консульской службой право Армении будет нарушено. И очень важно, как Армения отреагирует на это. Она, конечно, должна инициировать судебные процессы”,- подчеркнула С.Саакян, добавив, что если суверенные права Армении в отношении ее граждан будут нарушены, но Армения не начнет судебный процесс, то обществу необходимо будет понять, чем это вызвано.

“Если Азербайджан заявляет о мирной повестке, но при этом нарушает суверенные права Армении в отношении находящихся на азербайджанской территории ее граждан, то непонятно, насколько реальна эта повестка”,- сказала Сирануш Саакян. По ее словам, 10 дней назад армянских пленных навестили представители Комитета против пыток Азербайджана. Комитет распространил об этом заявление, тем самым дав понять, что решает те же вопросы, что и Красный Крест. “Мы же говорим об отсутствии какого-либо механизма, свидетельствующего о создании имитаци посещений. При этом умышленно умалчивается, что имеющие подобный мандат структуры должны быть независимыми. Между тем в Азербайджане не существует независимого института, особенно по вопросам пыток, так как в противном случае в этой стране не было бы практики применения пыток к собственным гражданам”,- заявила наша собеседница.

Напомним, что, по официальным данным, в Азербайджане в условиях несвободы содержатся 23 армянина. Семеро из них имеют статус осужденного, дела 16 граждан находятся в процессе рассмотрения двумя отдельными судебными процессами. Речь идет о деле бывшего госминистра Арцаха Рубена Варданяна и деле 15 пленных, в числе которых военно-политические руководители Арцаха. Пятеро из 23 армян были взяты в плен в 2020 году, остальные – в 2023-ем.

По сведениям Сирануш Саакян, по меньшй мере 80 человек считаются насильственно исчезнувшими, что подтверждено неопровержимыми доказательствами. Те из официально подтвержденных пленных, которые имеют статус заключенного, звонят своим семьям раз в неделю, те, которые имеют статус осужденного, звонят гораздо реже – раз в 1-2 месяца. 

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter