
Рассеять неопределенность ... новой неопределенностью
На митинге 31 мая Армянский национальный конгресс не внес конкретику ни в один из интересующих общество основных вопросов Этот митинг опять был направлен на то, чтобы оттянуть решение вопроса о водоразделе, точнее, чтобы вообще снять его с повестки. Диалог, начавшийся между властью и конгрессом, можно сказать, переносится в такую плоскость качественно новой, по меткому выражению Тер-Петросяна, “обоюдной игры”, смысл которой будет состоять не в достижении победы, а всего лишь в продолжении игры.
“Учитывая выполнение выдвинутых Армянским национальным конгрессом трех требований, мы уже готовы к формальному, то есть на уровне делегаций, диалогу с властью”,- заявил лидер АНК, повторив, что у них на повестке всего один вопрос – проведение внеочередных президентских, а затем и парламентских выборов.
В качестве продолжения процесса АНК ожидает, что власть, в свою очередь, определит состав делегации и представит собственную повестку, чтобы в дальнейшем найти промежуточное консенсусное решение и идти вперед на основе достигнутых в рамках этого решения взаимных соглашений.
Иными словами, Тер-Петросян предлагает властям дилемму: или диалог продолжается в формальной плоскости, то есть непосредственно, или процесс не продолжается, и стороны возвращаются на исходные позиции.
Этот шаг Тер-Петросяна, конечно, интересен. Всю ответственность за дальнейшие процессы он фактически возлагает на власть, пытаясь заставить ее продолжать играть по своим правилам. Но поскольку весь смысл этого диалога состоит в обсуждении вопроса о проведении внеочередных выборов, то получается, что, независимо от того, какую повестку предложит власть, он согласен продолжать диалог именно в соответствии с логикой внеочередных выборов. Власть продолжает утверждать, что для проведения внеочередных выборов нет ни политических, ни правовых предпосылок, а это позволяет предположить, что предложенная Тер-Петросяном концепция неприемлема для власти.
Однако последняя не может заявить, что отступает с половины пути. Следовательно, власть будет стремиться либо играть на время, либо изменить смысл диалога, представив совершенно другую повестку, которая не будет иметь отношения к внеочередным выборам, а это означает, что консенсусное компромиссное решение по данному вопросу вообще не может быть найдено. В этом смысле у АНК есть два чрезвычайно серьезных упущения или уязвимых места.
Во-первых, это те 12 требований, которые были выдвинуты властям в марте и которые усилиями именно Тер-Петросяна в дальнейшем были отодвинуты на второй план. Если власть прямо или косвенно заявит, что в качестве основы для переговоров признает только решение проблем, отраженных в этих требованиях, то АНК не сможет представить какое-либо серьезное возражение, не сможет отклонить предложение о включении этих требований в повестку и не сможет отказаться от серьезного обсуждения их выполнения.
Помимо того, что эти требования носят более глубокий характер, их выполнение представляет сложность и требует значительного времени. То есть если в качестве основы для диалога будут приняты эти требования, то процесс диалога может затянуться не только на месяцы, но даже на годы.
Пожалуй, именно в этом причина того, что в своем выступлении 31 мая Тер-Петросян говорил об этих требованиях как о чем-то сопутствующем диалогу вокруг вопросов, находящихся в центре их постоянного внимания, то есть пытался принизить их значение. Во-вторых, Тер-Петросян не стал называть конкретные сроки продолжения диалога и доведения его до логического конца, что очень странно, учитывая две реалии.
Прежде всего, это не вытекает из используемой АНК тактики предварительных условий, кроме того, не соответствует высказанной Тер-Петросяном мысли о том, что времени на долгие раздумья или на проведение очередных выборов, нет, так как “до очередных выборов от Армении может ничего не остаться”. И если учесть, в каких мрачных красках Тер-Петросян представил сложившуюся в Армении социально-экономическую ситуацию, отметив, что единственным путем ее преодоления являются внеочередные выборы, то, по меньшей мере, следовало ожидать, что он будет спешить и поставит вопрос о завершении диалога в конкретные сроки. Однако это не было сделано.
Митингом 31 мая конгресс вновь предоставил властям возможность маневрировать и тянуть время, так и не обозначив какой-либо механизм для исключения таких действий. Вместе с тем эта методология дает возможность для манверирования и АНК, позволяя использовать идею внеочередных выборов для подготовки к очередным выборам.
Этот подход выгоден обеим сторонам, к тому же, является приемлемым для международного сообщества, которое начинает рассматритвать АНК как самовыдвинутый «инструмент» в плане оказания давления на власти, учитывая те процессы, которые проявляются в ходе урегулирования карабахского конфликта. Тер-Петросян сам подтвердил, что на данный момент Армянский национальный конгресс не готов к решительным действиям, то есть к обеспечению критической массы.
”Необходимая для осуществления смены власти политическая и гражданская активность в Армении пока не содержит достаточный заряд или не достигла достаточной кондиции”,- заявил Левон Тер-Петросян, подтвердив выраженную на митинге координатором АНК Левоном Зурабяном мысль о том, что их основная задача – обеспечение многолюдности последующих митингов. А можно ли решить этот вопрос путем использования такой тактики?
Выдвигающие лозунг ”Сейчас! Сейчас!” или требующие внеочередных выборов широкие массы, которые, по приглашению конгресса, регулярно приходят на митинги в ожидании скорейших действий, в условиях такой неопределенности, раздвоения чувств и углубления недоверия могут разочароваться, даже если Тер-Петросян убежденно заявляет, что подобные суждения преследуют цель ”вызвать у народа чувства отчаяния и безнадежности, посеять недоверие к конгрессу”
Комментарии (2)
Написать комментарий